Чайная церемония в Японии – это важная часть культуры Страны Восходящего Солнца. За определенный срок времени она из обычного чаепития стала целым искусством, основанным на философии буддизма дзен. В каждом элементе и этапе церемонии таится глубокий смысл.
Все направлено на то, чтобы участники этого ритуала не просто отдохнули от суеты бренного мира, но и полностью очистили ум и душу, достигнув гармонии. Пожалуй, только в Японии чаепитие стало обрядом, имеющим строжайшие правила и четкую последовательность действий. Этот порядок действий складывался на протяжении целых 700 лет, став таким, каким сейчас он и проводится.
История ритуала
Традиции распития чая стали складываться в 7-8 веке, когда чайный лист был завезен из Китая. Первоначально чай употреблялся монахами во время медитаций. По мере распространения буддизма возрастала популярность чая по всей Японии.
К 13 веку чай употребляла не только высшая знать, но и простолюдины. Чаепитие тогда представляло собой скромную размеренную беседу в компании близких. Более ритуальное употребление чая опять же возникло благодаря монахам. Одним из первых, кто заложил основы церемонии, был монах Даё.
Впоследствии большой вклад в развитие церемонии внес Мурата Дзюко, который сформировал основные правила чаепития и определил необходимость чайного домика.
В 16 веке церемония была окончательно доработана чайным мастером Сэн-но Рикю: он формализовал этикет и добавил к церемонии сад и каменную дорожку. Из-за разногласий с правителем Сэн-но Рикю пришлось совершить самоубийство, но его принципы распространились по всей стране. К 18 веку правила проведения церемонии сложились окончательно и более не изменялись.
Исторический экскурс
Судя по историческим справкам, чай достиг японских берегов приблизительно в 7-8 столетии. Его привезли буддийские монахи из Китая, которые сделали чаепитие частью практики.
Буддийское учение распространялось, а с ним – его традиции. Буддисты пили чай во время медитативных практик, даровали Будде в качестве подношений. Так привычка пить чай укоренилась среди адептов буддизма.
В 12 столетии монах Эйсай подарил правителю Минамото книгу, которая рассказывала о пользе чая для здоровой и долгой жизни – обряд чаепития начал распространяться в придворных кругах. Веком позже чайные церемонии стали популярны среди самураев. Они отличались пышностью и ритуальностью.
Постепенно чай перестал быть исключительно напитком монахов – он набирал обороты среди аристократов. Они проводили настоящие турниры, в ходе которых проводилась дегустация разных видов чая, и участникам нужно было отгадать, что это за сорт и откуда он привезен.
Элемент игры перерос в безумное торжество и веселье – сотни мужчин и женщин принимали ванны – так называемые фуро – наполненные чаем, который оттуда же и пили. Все действо заканчивалось фуршетами с огромным количеством угощений и сакэ. В тот момент люди думали о лечебных свойствах чая в последнюю очередь.
Чайная церемония в Японии. Гравюра
Простому населению, жителям городов и земледельцам, чаепитие также пришлись по вкусу. Ритуалы были более скромными, нежели среди знати, но помогали отдохнуть в перерыве между тяжелым трудом, насладиться моментом и побеседовать на отвлеченные темы. Все элементы – принятие чайных фуро, строгие правила турниров, скромность церемоний обычных людей – позже сложились в единый ритуал, который теперь считается классикой.
Наибольшего развития чайное искусство достигло в XVI-XVIII века. Оно связано в первую очередь с именем Дзёо Такэно, придумавшим особое сооружение – чайный дом – тясицу, отличающийся скромностью и простотой.
Позже его ученик Сэн-но Рикю в дополнение к тясицу создал сад, а также тропинку, вымощенную из камня – родзи. Вместе с тем он определил этикет: когда и о чем вести разговор, как мастер должен проводить церемонию и наполнять гостей гармонией изнутри. Также Рикю ввел традиционную посуду, и чайная церемония стала отличаться не напускной, внешней красотой, а внутренней, скрытой в мягких цветах и приглушенных звуках.
Сен-но Рикю (1522-12.04.1591). Один из основоположников японской чайной церемонии
Чаепитиями стали увлекаться все японцы: от бедных слоев населения до императорской семьи. К 18-му столетию появилась сеть школ, обучавших чайному мастерству. Руководили ими иэмото – они помогали освоить ученикам искусство, учили всем нюансам: разбираться в сортах чая, правильно его заваривать, вести непринужденные беседы, создавать в компании дружественную и гармоничную обстановку.
Философия и особый смысл
Некогда чаепитие проводилось весьма роскошно, однако монахи и чайные мастера шли по пути упрощения, добиваясь получения наслаждения не от внешней, а от внутренней красоты. Мурата Дзюко сформулировал следующие принципы чаепития, которые строго соблюдаются и по сей день:
- гармония;
- почтительность;
- чистота;
- покой.
Важной особенностью церемонии является место ее проведения. Кроме особого чайного домика, для проведения ритуала обязателен сад и каменная дорожка. Вся окружающая обстановка должна быть простой, тихой и спокойной, чтобы соответствовать понятиям буддизма.
В целом смысл японской церемонии заключается в наслаждении простой эстетикой, неспешной беседой, вкусом и ароматом чая.
Виды церемоний в Японии
За многие столетия в Японии сложилось большое количество видов церемонии, однако среди них выделяются некоторые наиболее распространенные:
- Ночная церемония. Обычно начинается при восходе луны, в 22-23 часа вечера и продолжается до 4 утра.
- Чаепитие на восходе солнца. Проводят с 3-4 до 6 часов утра, идеально подходит в целях расслабления и медитации;
- Утренний ритуал. Чаще всего проходит летом, начинается в 5-6 часов утра, когда воздух еще прохладен и свеж.
- Послеобеденная церемония. Начинается в час дня после того, как всех участников угостили обедом.
- Вечерний ритуал. Проходит с 6 часов вечера и до самого захода солнца.
- Специальная чайная церемония. Проводится при праздновании каких-либо особенных событий.
Кроме вышеперечисленных, есть и другие церемонии, например, ритуал во время зимнего солнцестояния, или встреча чайного мастера со своими учениками.
В видео ролике, подробно расскажут, об Японской чайной церемонии, которая имеет строгие правила проведения и является неким обрядом.
Приготовление чая
Вода наливается специальным ковшом
Теперь следует рассказать о самой процедуре приготовления чая. Это настоящее священнодейство, где важна каждая деталь. Первым делом совершают очистительный обряд для утвари, протирая всю посуду дорогим расшитым шелковым платком, моют в горячей воде специальный венчик и наливают деревянным ковшом воду. Чай готовят в металлическом чайнике, причем в довольно концентрированном виде – около 150 г листьев на 500 мл воды, температура которой не превышает 90 градусов. Кипятят напиток на подставке с углями из древесины сакуры.
Выпив первый, густой чай койтя, мастер приступает к приготовлению более изысканного по вкусу маття, порошкообразного зеленого чая, растертого в фарфоровой чашке и ступе. На 200 мл воды кладется одна чайная ложка порошка. Наиболее важными параметрами являются:
- Пропорции: чай должен быть крепким, а значит, что нужно готовить его в соотношении к воде 1/5.
- Температура воды: она не должна быть прохладной, но и не должна быть кипятком. Идеальная температура – от 70 до 90 градусов.
- Для правильного закипания воды японцы могут класть в чайник дополнительные кусочки металла – чайные мастера даже придают этой процедуре сакральный смысл.
Место проведения ритуала
Японская церемония обязательно проводится в специально отведенном месте. Как правило, для этого необходим небольшой земельный участок с садом и чайным домиком. Каких-либо строгих правил к их расположению не предъявляется, однако все элементы обязаны гармонично сочетаться с природой.
Тянива
Небольшой чайный сад, который зачастую делают похожим на склон горы, заросший деревьями. Обычно в таком саду произрастают сосны, кипарисы, и другие хвойные растения. Из украшений допускаются камни разной формы и размера, а также старые фонари. Все детали должны быть подобраны наиболее естественным образом, чтобы напоминать природную неухоженность и в то же время создавать атмосферу спокойствия и безмятежности.
Фонари в саду служат не только для украшения, но и для освещения пути при проведении чаепития в ночное время. Важно, чтобы свет фонарей не обращал на себя много внимания. Он должен быть мягким и приглушенным, достаточным лишь для того, чтобы видеть контуры дороги.
Родзи
Внутри сада выкладывают каменную дорожку, ведущая к чайному домику. Все камни для родзи имеют необработанную форму и укладываются достаточно произвольно, чтобы ни в коем случае не напоминать рукотворный тротуар. Дорожка должна быть максимально похожа на тропинку в горах. Когда участник церемонии ступает на родзи, то погружается в особое состояние сосредоточенности и одновременно забывает о своих проблемах за пределами сада.
По мере приближения к домику погруженность во внутреннюю задумчивость и отрешение от мирских забот должна нарастать.
Тясицу
Чайный домик представляет собой простую небольшую постройку, которая не должна отвлекать от чаепития. Как правило, тясицу состоит из одной комнаты, внутри которой достаточно высоко располагается 6-8 окошек. Важно, чтобы вид из окон не притягивал к себе внимание присутствующих.
Тясицу обладает низким и узким входом. Исторически это было необходимо, чтобы воины-самураи не могли войти в домик для чаепития с оружием. Кроме того, такой вход принуждает поклониться каждого вошедшего, независимо от их положения и статуса.
Обстановка домика проста и аскетична: на полу лежат татами, в центре располагается очаг для приготовления чая, а на стене должна быть специальная ниша или полка – токонома. На эту полку кладут благовония, особенную композицию из цветов и свиток с изречением, подходящим по случаю проведения церемонии. Все элементы интерьера должны гармонировать друг с другом и создавать особую атмосферу.
Родзи
Чайная дорожка строится таким образом, чтобы ее внешний вид ничем не отличался от каменистой тропинки в горах — камни всегда неправильной геометрической формы, разной расцветки и размеров. Буквальный перевод с японского «Родзи», означает — «земля, покрытая росой». В древние времена, путь к тясицу устилали дорогой, по тем временам, бумагой, для того чтобы одежды богатых гостей не вымокли в росе.
В конце родзи всегда расположен вымощенный камнем колодец с чистейшей родниковой водой, откуда черпают воду гости с целью омовения, прежде чем преступить порог тясицу.
Посуда и принадлежности для церемонии
Как и прочие элементы церемонии, посуда должна приятно сочетаться между собой. При этом не нужно, чтобы она выглядела одинаково, важно лишь определенное сходство, при котором ни один предмет не выбивается из общего ряда.
Для чаепития необходимы следующие предметы:
- тябако – коробка для хранения чая;
- тягама – емкости для нагревания воды;
- тяван – большая чаша с чаем, которая подается всем гостям во время первого круга;
- хишаку, или чаван – небольшие чаши для каждого гостя;
- тясака – бамбуковая ложечка для насыпания чая;
- кобукуса – ткань, на которой подают чашки с чаем.
Лучше, если чайная посуда будет простой и старой, которую много лет передавали из поколения в поколение. Обычно ее изготавливают из дерева, меди или бамбука, а для чаш допускается ничем не украшенная керамика.
Каждый предмет должен быть чистым, но одновременно не отмытым до блеска. В идеальном случае посуда носит на себе следы времени, благородно потемнев от длительного использования.
Этапы церемонии: краткое описание
Участников приглашают на чайную церемонию заранее, обычно число гостей составляет 5 человек без чайного мастера. Одежда должна быть неяркой и однотонной, лучше всего подойдут шелковые кимоно.
Перед началом церемонии всех участников собирают в особом павильоне, где оглашают детали ритуала. Затем гости заходят в садик и идут по каменной дорожке. Проход через тянива необходим, чтобы участники настроились на особый лад, отрешились от своих проблем и забот, и стали любоваться простыми природными элементами, приводя свое сознание в гармонию.
У входа в тясицу гостей приветствует мастер, после чего проводится ритуальное омовение рук и лица с помощью специального колодца, расположенного рядом с домиком.
Далее все участники заходят в тясицу, окончательно отрекаясь от окружающего мира. Низкий вход принуждает каждого поклониться, символизируя равенство всех присутствующих. Обувь следует оставлять у порога.
Мастер ставит на очаг чан с водой, а гостям тем временем предлагают небольшие легкие закуски, чтобы утолить голод. После угощений гостей снова выводят в сад и увлекают неторопливой прогулкой.
Когда вода в чане вскипит, гостей зовут обратно в домик, а мастер начинает готовить чай из порошкообразного маття. Участники должны молча следить за этим процессом, наблюдая за уверенными и плавными движениями мастера.
Приготовленный в тяване густой чай передают по кругу. Каждый гость должен немного отпить и передать другому, что подчеркивает доверие и равенство между всеми участниками церемонии.
Далее мастер готовит более жидкий чай, который разливается в индивидуальные чаваны. Гости неспешно пьют чай, наслаждаясь его вкусом и легкой спокойной беседой.
По завершении чаепития мастер встает, приносит свои извинения и покидает домик. Гости неторопливо общаются и наслаждаются умиротворением еще некоторое время, после чего расходятся. Мастер впоследствии возвращается и наводит порядок в тясицу, окончательно завершая прошедшую церемонию чаепития.
Принцип гармонии
Самой главной целью любой чайной церемонии является достижение гармонии. Участники должны отрешиться от земных проблем, забот и мыслей. Во время церемонии нет различий между людьми и их происхождением. Все объединяется, и достигается гармония. Это основа и всей культуры этой страны. Гармония помыслов, не связанных с житейскими трудностями. Участники ведут беседу о красоте, вещах, касающихся самой церемонии, и достигают единства в своих желаниях, действиях и мыслях. Это и есть цель и смысл проведения таких мероприятий.
Чайные школы в Японии
В современной Японии функционирует более 50 школ, в которых учат не только готовить чай, но и знакомят с философией буддизма, которая крайне важна для погружения в таинство ритуала.
Наиболее почетными школами являются заведения, которые некогда основал сам мастер Сэн-но Рикю. В знак фамильного родства все школы имеют частицу «Сэн» в своем названии:
- Сансэнке – основная школа;
- Урасэнке – крупнейшая школа;
- Омотесэнке – вторая по величине и самая молодая школа.
Представительства чайных школ находятся в 20 странах мира, в том числе и в России.
Чем японская чайная церемония отличается от китайской
Япония и Китай – страны, в которых к чаю относятся с большим почтением, а потому чайные церемонии отличаются особым порядком проведения. Как в японской, так и в китайской традиции много внимания уделяется сорту чая, посуде, способу приготовления.
Различие заключается в том, что китайская церемония более неформальна, она представляет собой дружескую беседу, где основной упор сделан на искусстве заваривания чая.
Японская чайная церемония направлена на внутреннее состояние и очищение сознания, она предъявляет особые требования и к поведению гостей, и к убранству окружающей среды, и к ритуальным действиям.
Можно ли сделать это дома?
Упрощенный вариант чайной церемонии по традициям Японии можно организовать в домашних условиях. Потребуется знание этапов, ритуалов, набор специальной посуды и утвари. Также необходимо обустроить место под церемонию.
Традиции чайных ритуалов в Японии приобрели национальные особенности и стали частью культурного наследия. Изучению искусства ритуала, правилам его проведения обучают длительное время в специализированных школах Японии.
Процедура помогает гармонизировать эмоциональное состояние, оценить национальные сорта чая, провести необходимые переговоры и т.д.