Природа в мировоззрении японцев. Отношение японцев к «дикой» природе.


Вишни в цвету

Например, в бесчисленных литературных произведениях используется метафора короткой продолжительности жизни сакуры. Цветущая «пыль», быстро увядает и падает на землю (смерть). Японцы понимают что жизнь цветка слишком коротка. Вишневый цвет отражает нас, людей, и мы готовы принять смерть, считают японцы. Возможно, это одна из причин, почему вишневые цветы выглядят для японцев такими глубокими и чарующими. Это уникальный, типично японский способ думать о вишневых цветках.

Другой пример — «Ваби-саби». Это течение широко распространено во всех аспектах японского искусства, литературы, философии и мысли. Фигура природы, объекты и взаимоотношения с живыми существами являются важной частью этого ориентированного на красоту мировоззрения, такого как несовершенство и хрупкость.

Хорошо известны примеры эстетики ваби, такие, как, сухой сансуи (например, каменногый сад храма Дзэн), керамики, которая была специально сделана для того, чтобы подчеркнуть естественность, подчеркнуть природу.

Икебана 生 花

Есть деревянные здания, которые гармонируют, а не выделяются в окружающей природе.

  • Даже самый священный храм Исэ в Синто является живым примером Ваби-Саби. На самом деле, храмы и святыни разрушаются раз в 20 лет, а затем восстанавливаются с нуля. Чтобы физически выразить важность красоты и хрупкости, есть ли лучший способ узнать через религию, что она прочно связана с миром природы?

  • На самом деле, храмы и святыни разрушаются раз в 20 лет, а затем восстанавливаются с нуля.

Кроме того, японцы часто используют природные и сезонные элементы при написании вещей во всех формах, будь то стихи, проза или письма друзьям. Формальное письмо обычно начинается с упоминания времен года.

Хайку традиционно подчеркивает природу как предмет. Кроме того, метафоры, использующие природу, очень распространены в литературе.

Нет сомнений в важности природы в японской культуре. Японский взгляд на эти четыре сезона очень отличается, особенно от западных понятий.

23 МУДРОСТИ ДЗЕН-БУДДИЗМА

Растительный мир Японии


Бамбуковая роща в Арасияме, Кито, Япония

Также как и водный пейзаж Японии, растительный мир страны многообразен и уникален. И обусловлено это островной удалённостью и расположением Японии, климатическими условиями, большим количеством осадков на протяжении всего года, рельефными и географическими особенностями Японии. Для страны «восходящего солнца» характерны представители флоры и фауны, обитающие в тропических, субтропических и умеренных климатических широтах.

Особенностью растительного, также как и животного мира Японии является наличие в этой стране абсолютных эндемиков среди представителей флоры и фауны. Это те, особенные и удивительные виды животных и растений, которые обитают только на этой территории. И таких эндемиков здесь немало.

Чем же богата растительность Японии? Чем она удивляет, и в тот же момент поражает не только истинных фанатов ботаники, но многочисленных туристов этой удивительной страны?


Водопад в лесу

67-70 % территории Японии покрыты лесами. На разных островах – разный лес. В субтропическом лесу чаще всего встречаются такие деревья как: эндемичная сосна, вечнозелёный дуб, туя, криптомерия, кипарис, бадьян, кастанопсисы, камелии и др. В некоторых местах растёт и бамбук и гинкго. В таком лесу не менее интересен и подлесок, наполненный аралией, магнолией, гарденией и другими жителями субтропиков. Эти растения создают уникальный лесной ковёр, завораживающий взгляд любого посетителя такого леса. Одной из достопримечательностей острова Хонсю является уникальный лавровый лес.


Тропический лес на острове Исигаки, префектура Окинава, Япония

Другим интересным представителем растительного мира является тропический лес Японии. Это абсолютно другой по насыщению влажный лес. Его густо населяют банановые и манговые деревья, папоротники и всевозможные пальмы, фикусы, саговники и другие не менее интересные деревья. В таких лесах встречаются редкие и зачастую древние экземпляры японской криптомерии, возраст которых может достигать и 2-х тысяч лет. Здесь с удовольствием произрастают разнообразные лианы и эпифиты, цепляясь своими корнями к коре деревьев и создавая красивую ярко-цветущую шапку.

Напротив, север Японии со своим умеренно-прохладным климатом занят широколистным листопадным лесом, который широко заселён раскидистыми дубами, вечнозелёными соснами и елями, пихтами и буком, каштанами, клёнами, грабами, липами, берёзами и другими лиственными породами деревьев, характерных для средних широт. Горные вершины облюбовали различные рододендроны, кедровые стланики, верещатник и так называемые альпийские леса.

Невозможно не сказать про самое знаменитое и легендарное растение, ассоциирующееся именно с Японией – сакуру или мелкопильчатую вишню. Это не отдельно взятое растение, а целая группа раннецветущих кустарников семейства Сливовых. И наиболее знаменитый вид – это и есть мелкопильчатая вишня или сакура. Особенностью этого растения является раннее цветение до появления листьев и поэтому после зацветания этот кустарник имеет вид пышного розового или белого цветочного облака.


Цветение сакуры

В природе этот кустарник растёт достаточно высоким, достигая порой и 20 м в высоту. В диком виде сакура встречается на архипелаге Японии, на материке в Китае и на Корейском полуострове. В декоративных целях этот куст подрезается, и формируются растения разнообразных причудливых форм. От цветущей сакуры невозможно отвести глаз, настолько красивое и завораживающее зрелище представляет собой этот вестник японской весны. Сакура стала талисманом японской культуры, живописи, поэзии, традиций и образа жизни Японии.

Однако можно найти мало японцев, которые хотят попасть в нетронутую природу.

На самом деле, мало кто из японцев хочет долго оставаться в нетронутой и дикой природе. Скорее японцы предпочитают «чистые» природные пространства, такие как ландшафтные сады бонсай, икебана и ухоженные термальные ванны.

С точки зрения западных людей эти пространства относятся к разным категориям природы. Для многих жителей Запада «природа» и «дикий» это великолепные реки, высокие горные хребты, леса и обширные поля.

В отличие от этого, в Японии довольно часто называют сады и парки естественными. Если они наполнены деревьями, цветами и водой, они считаются природным ландшафтом. И нетронутая, первобытная природа, и «чистая рукотворная природа» попадают в разряд природы.


Культовый перекресток Сибуя. Токио

  • То, что западные люди называют природой, неразвитое, грязное, отдалённое, место с водой и снегом, являются опасными и ужасными местами с обычной японской точки зрения.

Страх японцев по поводу природы в значительной степени основан на причине слишком урбанизированной жизни у большинства жителей страны. Перепись 2010 показывает 90,7% от общего населения Японии живет в городах.


Игровые аппараты

  • Но основная причина того, что японцы должны держаться на расстоянии от природы, заключается в том, что японская природа может быть действительно ужасной.

«Религия через веру» и «религия через чувства»

Второй аспект, который может помочь понять японское отношение к жизни и смерти, это сравнение его с восприятием смерти в монотеистических религиях. В 1995 году я впервые поехал в Израиль. Там я путешествовал по дорогам, которыми ходил Иисус, — куда ни пойдёшь, всюду пустыни, и от этого становится не по себе. Появляется такое чувство, что на этой земле нет ничего, что бы здесь удерживало. Недостаточно просто читать Библию, чтобы испытать это совершенно особенное чувство.

Я шёл вдоль Иордана, направляясь к святой земле Иерусалима. Внезапно мне открылось, что жители пустыни не могли не уповать на нечто единственное и сверхценное где-то там, в небесах. Не могли не уверовать искренне в единого бога, находящегося где-то в вышине, вдали от этой пустынной земли. Было отчётливое ощущение того, что без этой веры здесь нельзя выжить и дня. Я не мог не прийти к мысли, что именно так рождается религия, основанная на вере.

Когда я уже возвращался из путешествия по Израилю, и самолёт подлетал к Японским островам, у меня как пелена упала с глаз. Передо мной расстилались зелень лесов и бескрайний океан, в который впадают реки, текущие через густую лесную чащу. Сами собой вспомнились дары лесов и моря, я как будто наяву слышал прохладное журчание рек и ощущал красоту цветов и трав, которые сменяют друг друга в течение года.

Вспоминается то, с какими чувствами писали поэты древности, чьи стихи вошли в сборник «Манъёсю» («Собрание мириад листьев»); ты будто кожей ощущаешь дыхание предков, проводивших жизнь в лесах. На этой земле спокойно чувствует себя любое живое существо, и не нужно представлять некую единственную ценность где-то там, в небесах. Леса, горы и долины исполнены ощущением присутствия божеств, эхо отзывается голосами будд и бодхисатв. Не оттого ли на Японских островах появился политеизм, как религия, основанная на чувствах, ощущениях?

Японцы всегда сосуществовали со стихийными бедствиями.

Даже японские шершни, которые живут во многих районах Японии, могут стать причиной смерти. Укусы, вызванные шершнями, вызывают мучительную боль.

Медузы во многих местах по всей стране могут быть смертельно опасными, укус некоторых змей, вызывают госпитализацию пострадавших или смерть. И не забывайте об огромной ядовитой многоножке (Tobismkade), которая вышла из фильмов ужасов, и встречается в сельской местности.

Они вырастают до 30 см в длину, их укус вызывает сильные боли, озноб, жар и т.п.

В Японии часто происходят стихийные бедствия. Сильнейшие землетрясения и цунами, оползни, тайфуны, вулканы и наводнения. Конечно, такие стихийные бедствия происходят в разных странах мира, но можно сказать, что Япония — это страна, которая «находится в гармонии с ними».

  • Великое восточно-японское землетрясение, которое произошло в регионе Тохоку в 2011 году, является одним из самых крупных землетрясений, зарегистрированных в мире. Даже в Японии, которая может похвастаться самыми изощренными в мире мерами по предотвращению землетрясений, погибло 16 000 человек и 2500 пропали без вести.


Фукусима.

Великое землетрясение в Канто 1923 года привело к гибели более 140 000 человек от землетрясения, пожара и огненной бури. Землетрясение в Кумамото 2021 года и сильные наводнения, вызванные проливными дождями 2021 года, разрушили город и убили много людей. Япония всегда была страной, которая боролась с большим количеством стихийных бедствий.

Теперь вы можете понять, почему в Японии есть страх перед природой. В отличие от многих стран на Западе, Япония является очень опасным местом с точки зрения стихийных бедствий.

  • Конечно, то, что у японцев есть определенное чувство страха, не означает, что они не чувствуют глубокой связи с природой или не проявляют к ней уважения. Природа может быть ужасной, но в то же время как уже упоминалось выше, ясно, что природа погружена в японское искусство, образ жизни, культуру и убеждения.


Фото 1900 год

Что стояло за указом о сострадании к живым существам?

Цунаёси, пятый сёгун Токугава, в 1687 году издал знаменитый указ «О запрете лишения жизни живых существ», запрещавший убийство любых животных и употребление мяса в пищу. Вообще-то это не один документ, а общее название актов, о которых население извещали 135 раз – предполагают, оттого, что его часто нарушали. В категорию «живых существ» попадали собаки, кошки, птицы, рыбы, и даже моллюски и насекомые. Чаще всего, 40 раз, призывали не убивать птиц, за ними идут кошки и собаки (33 раза) и лошади (17 раз).

В исторических сериалах принято изображать это как жестокие законы, из-за которых арестовывали десятки тысяч людей. Однако же Токугава Цунэнари, потомок рода сёгунов Токугава, в своей книге «Гены Эдо» (Эдо-но идэнси, «PHP кэнкюдзё») в защиту своего предка пишет: «За 24 года издания этих актов было наказано 69 человек, а казнено – всего 13 человек».

В действительности в указах Цунаёси ярко проявляется этический принцип защиты слабых – сирот, стариков, больных, измождённых. Были указы, устанавливавшие смертную казнь для хозяина постоялого двора, отбирающего вещи у измождённых путников, или того, кто бросит подкидыша в реку.

Подкидышей полагалось не отдавать властям, а растить самому или отдавать тем, кто хочет взять приёмного ребёнка. Чтобы предупредить подкидывание детей, было приказано вести подворные списки детей. Для измождённых людей существовали учреждения, где бедноте оказывали материальную помощь.

Привлекают внимание указы Цунаёси о собаках, запрещающие, например, их выгонять, – из-за них он и получил прозвище «собачий сёгун» (ину кубо). В то время было много бродячих собак, и они часто нападали на людей. Чтобы не увеличивать их количество, было приказано создать систему регистрации собак, при которой к документу прилагалась собачья шерсть. В Англии закон о защите животных был принят в 1911 году, так что японское законодательство – самое старое в этой сфере.

В Эдо в Окубо, Ёцуя и Накано были созданы заведения, где заботились о собаках. Расположенная в Накано «Окакои гоё ясики» (Огороженная усадьба) занимала площадь в 100 гектаров (это около 20 стадионов «Токио Доум»). В самые загруженные времена там содержалось более 80 000 собак. В память об этом учреждении рядом со зданием городской администрации Накано установлены бронзовые фигуры пяти собак.


Скульптурные изображения собак рядом со зданием городской администрации Накано (PIXTA)

В последние годы роль Токугавы Цунаёси подвергается переоценке; если раньше его воспринимали как дурного правителя, то сейчас о нём часто говорят как о выдающемся сёгуне. Немецкий врач Энгельберт Кемпфлер, дважды удостоившийся аудиенции у сёгуна, в своём «Дневнике путешествия в Эдо» пишет, что Цунаёси произвёл на него сильное впечатление как прекрасный правитель.

Японское мышление о природе уважают на западе.

Эти уникальные японские концепции природы весьма отличаются от идей западных людей, но в последнее время они начали постепенно распространяться по всему миру. Вместо того чтобы быть обескураживающим, как отличающиеся от их собственной культуры, японское мышление довольно уважаемо в мире.


Сад камней

Например, японские сады и японское искусство, литература и дизайн интерьера, их позиция в отношении уважения к природе, основанной на религии, такой как синтоизм и дзен, мышлении боевых искусств, имеют множество поклонников за рубежом.


Бонсай

«Домашняя природа» — самый безопасный способ насладиться сезонными изменениями при общении с природой. Вот почему ландшафтные сады, бонсай, икебана и сезонные цветы (такие, как вишня и сливы) важны для этих людей. Это уникально в Японии, это представляет глубокое уважение к природе с ее огромной силой.


сад камней

Просмотры: 3 312

Поделиться ссылкой:

  • Tweet
  • WhatsApp
  • Поделиться записями на Tumblr
  • Telegram
  • Ещё
  • по электронной почте
  • Pocket
  • Печать

«Личность» и «человек»

Можно, вероятно, говорить о противоположном характере религий, основанных на вере и на ощущениях. Для описания ощущений человека, живущего верой, пожалуй, лучше всего подходит заимствованное слово ко, «отдельность». Другими словами, каждый отдельный человек верит в существование в потустороннем небесном мире высшей ценности. Не отсюда ли и произошли понятия «личность», «индивидуальность»?

Однако в случае религий, основанных на ощущениях, как я замечаю, для определения человека больше подходит японское слово хитори

, «один человек». Уже более тысячи лет мы можем наблюдать легенды и истории об этом человеке — от «одного человека», тяготящегося одиночеством в глуши, через коротание ночи в одиночку и грусть в осознании своей ничтожности — к «одному человеку», чьё самосознание распространяется на всю Вселенную, становясь частью её самосознания.

По сравнению с понятием «личность», которое было заимствовано из Европы в Новое время, смысл японского слова «человек» гораздо глубже и шире. И это представление о человеке неразрывно связано с ощущением бренности сущего, свойственного жителям Японских островов, о котором я уже говорил.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]