« | Нас, межевых рыцарей, никуда не приглашают — однако мы везде как дома. | » |
— Дункан Высокий |
Ронин
— сословие, существовавшее в феодальной Японии (что, однако, не мешает помещать аналогичное в фэнтези-сеттинги с европейским антуражем). Ронинами в строгом историческом контексте назывались некогда служивые самураи, оставшиеся без вышестоящего феодала и становившиеся свободными воинами, а в некоторые исторические периоды — изгнанные или ушедшие добровольно, но тем не менее пользующиеся самурайскими правами носить пару мечей, рубить головы простолюдинам, и носить особые штаны — хакама. Ронин в широком смысле — как бы благородный воин, самурай, рыцарь или что-то в этом роде, но так уж жизнь сложилась, что он находится на вольных хлебах и вертится как умеет. Отличительные черты ронина — его нищета (вплоть до неспособности купить себе нормальный меч), готовность сдавать свое умение драться внаём тому, кто платит и выживать любой ценой, и непонятность его статуса: вроде бы формально он является благородным и служивым воином, а де-факто нет, поэтому уважением он не пользуется.
В Европе массово подобное возникло лишь раз, в начале крестового похода против катаров, когда прежних владельцев феодов сгоняли с их земель, чтобы на их место посадить новых. Такие изгнанные рыцари получили название w:файдиты.
В современной Японии «ронином» в шутку могут назвать парня, который окончил среднюю школу и попытался поступить в вуз, но завалил экзамены и теперь болтается без дела
и готовится сделать еще одну попытку на будущий год. См., например, аниме и мангу Love Hina, Chobits, etc. Насчёт самурайского происхождения что-то сказать сложно: по послевоенной конституции наследование титулов запрещено всем, кроме членов императорского дома.
Ronin
Ronin пишется иероглифами «плывущий» и «человек» (浪人, буквально «человек плывущий по воле волн»), это деклассированный воин феодального периода Японии поздних периодов Муромати (1138–1573) и Токугава (1603–1868). Ронин был воином-самураем в феодальной Японии без хозяина или лорда, известным как даймё.
Этот термин был придуман в периоды Нара (710-794) и Хэйан (794-1185) и первоначально применялся к крепостным, которые бежали или покинули землю своего господина. Что бы прокормиться, они часто становились грабителями и разбойниками. Со временем это слово перешло вверх по социальной иерархии к самураям-изгоям. Эти самураи считались преступниками и бродягами, людьми, изгнанными из своих кланов или отрекшимися от своих лордов. Термин весьма уничижительный, его русский эквивалент может быть бомж, бродяга, скиталец, странник. Те, кто выбрал жизнь ронина, обычно жили в нищете и позоре.
Огнестрельное оружие для самурая неприемлемо
Иллюстрация: Unknown Japanese Edo period (1603–1868) artist / Public Domain / Wikimedia Commons
Как известно, огнестрел придумали трусливые гайдзины, которым неведом путь чести. Настоящему самураю противны такие штуки. Он сражается с врагом лицом к лицу и только на мечах. А если враг стреляет в него, самурай примет смерть с мужеством. Ну или отобьёт пулю в полёте катаной. По крайней мере, в кино.
В реальности самураи не только не презирали огнестрельное оружие, но и приняли его на вооружение почти сразу, как его завезли в Японию европейцы. Португальский колесцовый замок, названный японцами танегасима Tanegashima: The Arrival of Europe in Japan , в 1543 году, изменил войны в Японии.
Воинские отряды стали формировать из аркебузиров и пикинёров. Японцы настолько увлеклись огнестрелом, что к концу XVI века обзавелись Giving Up the Gun: Japan’s Reversion to the Sword, 1543‑1879 корпусом аркебузиров численностью больше, чем у любой европейской страны.
Фото: Daderot / Mueller Museum / Wikimedia Commons
В основном огнестрельное оружие — и ручные пистолеты, и винтовки, и пушки — закупались The Making of Modern Japan в Нидерландах. И владеть каким‑нибудь крутым импортным стволом у самураев считалось не позорным, а, напротив, почётным и статусным.
Путь к тому, чтобы стать ронином
Какая альтернатива тому, чтобы стать ронином? В конце концов, самурай не был виноват, если его хозяин внезапно умер, был свергнут с должности даймё или был убит в бою. В первых двух случаях, как правило, самурай продолжал служить новому даймё, обычно близкому родственнику своего первоначального лорда.
Однако, если это было невозможно, или если он чувствовал слишком сильную личную преданность своему покойному господину, чтобы передать свою преданность, ожидалось, что самурай совершит ритуальное самоубийство или сэппуку. Точно так же, если его господин был побежден или убит в битве, самурай должен был убить себя, согласно самурайскому кодексу бусидо. Так самурай сохранил свою честь. Это служило потребности общества избегать убийств из мести, а также вывести из обращения «внештатных» воинов.
Самурай становился ронином:
- Когда их хозяева скончались.
- Когда их хозяева потеряли свои привилегии или власть.
- Когда они потеряли благосклонность или покровительство своего хозяина и были изгнаны.
В 20 веке это слово использовалось для обозначения авантюристов и националистов, которые активно продвигали японские интересы и экспансионизм на азиатском континенте: их называли китайские ронины или азиатские ронины.
В настоящее время этот термин используется для безработных офисных работников или выпускников средних школ, которые провалили вступительные экзамены в университет, и ожидают своего следующего шанса поступить в колледж или университет.
Гравюры на укиё-э мастера Утагавы Куниёси изображающих известного Ronin Миямото Мусаси
Умелый самурай остановит катану хлопком ладоней
Кадр из фильма «Ниндзя‑убийца»
Порой воинские умения самураев в фильмах и аниме показывают совсем уж неправдоподобно. Так, иногда опытные буси умудряются остановить удар катаны противника, зажав её между двух ладоней. Выглядит это очень круто, но абсолютно нереалистично.
Вообще, в разных школах фехтования — и японских, и европейских — существовали приёмы, позволявшие отобрать у противника меч. Но перед тем как хватать оружие за клинок, крайне желательно надевать наручи и плотные перчатки. Голыми руками же лезвие не трогают — хватать можно только рукоять или руки оппонента.
Остановить же удар клинка хлопком ладоней попросту невозможно — вам просто изувечат или вовсе отрубят конечности.
Социальный статус
Социальный статус ронинов был очень низким. Согласно бусидо («Кодекс воина»), самурай должен был совершить сэппуку (также харакири, «разрезание живота», форма ритуального самоубийства) после потери своего хозяина. Тот, кто решил не соблюдать кодекс, был «сам по себе» и должен был претерпеть великий позор, что способствовало формированию негативного общественного имиджа, который ронин сохранял до конца периода Токугава.
В период Сэнгоку с 1467 по 1600 год самурай мог легко найти нового хозяина, если его господин был убит в бою. В то хаотичное время каждому даймё требовались опытные солдаты, и ронины недолго оставались без хозяина. Однако, как только Тоётоми Хидэёси, правивший с 1585 по 1598 год, начал усмирять страну, а сёгуны Токугава принесли в Японию единство и мир, необходимость в дополнительных воинах отпала. По мере восстановления порядка в Японии для таких мужчин оставалось все меньше и меньше работы.
В ранние феодальные периоды, включая периоды Камакура, Муромати и Адзуми-Момояма, правительство разрешало самураям, в том числе ронинам, менять род занятий. Это означало, что ронин мог выбрать занятие в более низком классе, включая торговцев, фермеров, рыбаков и крестьян. Более того, представители низших социальных слоев могли стать самураями.
В период Эдо, с жесткой классовой системой и законами сёгуната такой возможности не стало. Те самураи без хозяина, которые решили нарушить традицию сеппуку и продолжали жить, приобрели дурную славу. Они все еще носили два самурайских меча, если только им не приходилось продавать их, когда наступали тяжелые времена. Как члены класса самураев в строгой феодальной иерархии они не могли по закону начать новую карьеру фермера, ремесленника или торговца — и большинство из них презирало такую работу.
Не имея собственных земель или регулярного дохода, ронины без гроша в кармане искали работу лучшим из известных им способов — нанимаясь в качестве наемников или телохранителей (用心 棒, йоджимбо), либо занимаясь грабежами и восстаниями.
Они также присоединиться к тому, кто поднимал боевой флаг, и нуждался в дополнительных бойцах, чтобы увеличить свои армии. Короче говоря, они были источником социальной и военной нестабильности. Например, когда сёгунат Токугава решил атаковать и уничтожить силы Тоётоми в Осаке в 1615 году, считается, что до 100 000 ронинов присоединились к Тоётоми. Хотя такое же количество, присоединилось и к силам Токугава
Ярость Бури
Источник информации в этой секции – художественная литература
по вселенной Warcraft.
Спустя несколько недель после победы над Королем-личом Ронин вместе со многими другими обитателями Азерота попал под действие Изумрудного кошмара и не мог проснуться, пока отряд защитников не одержал победу над Ксавием. Позже он присутствовал на свадебной церемонии Малфуриона и Тиранды вместе со всей своей семьей. По его предложению в небе маги создали в небе множество прекрасных радуг, которые ознаменовали десять тысяч лет отношений их друзей. Как и Кориалстраз, который позже появился с Алекстразой, Ронин не хотел бы пропустить это событие.
История
После битвы при Сэкигахаре (1600 г.) многие самураи стали ронинами. В последующие мирные годы стало меньше необходимости содержать дорогостоящие постоянные армии. Таким образом, многие выжившие ронины обратились к фермерству или стали горожанами. Другие, такие как знаменитый наёмник Ямада Нагамаса, искали приключений за границей.
Конфискация феодальных владений во время правления третьего сёгуна Токугава Иэмицу привела к особенно большому увеличению ронинов. Большинство из них жили в крайней нищете. Согласно подсчётам сегуна Иэмицы, их число приблизилось к пятистам тысячам. Не обладая статусом или властью наемных самураев, ронины часто имели дурную репутацию и были праздными бездельниками.
Многие обратились к преступной жизни, работая или даже управляя бандами, которые содержали публичные дома и нелегальные игорные заведения. Некоторые даже потрясали владельцев местного бизнеса классическим рэкетом. Подобное поведение помогло укрепить имидж ронинов как опасных и безродных преступников.
Первоначально сёгунат посчитал их опасными и изгнал из городов или ограничил кварталы, где они могли жить. Им также запретили служить новым хозяевам. Оставшись без средств к существованию, несчастные были вынуждены присоединиться к восстанию Кейан (慶安 事件, Кейан дзикен), государственному перевороту разъяренных ронинов против сёгуната Токугава в 1651 году.
Это заставило сёгунат пересмотреть свою политику. Они ослабили ограничения на имущество даймё, что привело к уменьшению конфискаций земель, а также позволили ронинам поступать на службу к новым хозяевам.
Война Древних
Источник информации в этой секции – художественная литература
по вселенной Warcraft.
Когда Вериса готовилась к рождению двойни, Крас снова обратился к Ронину за помощью. Однако, они наткнулись на трещину во временном потоке и вместе с орком Броксигаром провалились в прошлое. Они очутились на Азероте во время Войны Древних, которая происходила десять тысяч лет назад. Это было первое вторжение Пылающего Легиона.
За время своих приключений в прошлом Ронин познакомился со многими легендарными существами, включая Кенария, Малорна и Авиану. Он подружился со героями ночных эльфов, среди которых были Иллидан Ярость Бури, его брат Малфурион, Тиранда Шелест Ветра, Майев Песнь Теней, её брат Джарод и Шандриса Оперенная Луна. Ронин стал наставником Иллидана и пытался помочь ему исправить совершенные ошибки. Когда Иллидан покинул ряды защитников Азерота, Ронин стал командиром лунных стражей. В благодарность за его мужество Аспект времени Ноздорму позволил магу вернуться домой к тому самому моменту, когда Вериса заметила его отсутствие, чтобы он точно не пропустил рождение своих близнецов. Ноздорму также обещал, что бронзовые драконы станут верными друзьями его детям.
Честь без хозяина
Ронины — любимый предмет романтической литературы. Их жизнь была исключительной, особенно в период стабильности периода Эдо. Одним из главных исключений из ужасной репутации ронинов является правдивая история о 47 ронинах, которые решили остаться в живых как ронины, чтобы отомстить за несправедливую смерть своего хозяина.
Поскольку это была незаконная вендетта, им было приказано покончить жизнь самоубийством. Они послушно совершили сеппуку, как того требует кодекс бусидо и были похоронены в храме Сэнгакудзи недалеко от железнодорожной станции Синагава в Токио, примерно в двух милях от Накасэндо, где был похоронен их лорд. Их действия, хотя технически незаконные, преподносятся как воплощение верности и служения своему господину.
Известные ронины
Во времена феодальной Японии было несколько выдающихся ронинов, перечисленных ниже:
Сакамото Риома
Сакамо́то Рё́ма — японский политический и общественный деятель периода Эдо, важная фигура движения против сёгуната Токугава. Один из национальных героев Японии. Настоящее имя — Сакамо́то Наона́ри. Псевдоним — Сайда́ни Умэтаро́. Почитается как синтоистское божество в токийском святилище
Миямото Мусаси
Миямото Мусаси был великим фехтовальщиком и ронином, который ни разу не потерпел поражений в своих 60 боях на мечах. Миямото был также автором «Книга пяти колец. Горин—но сё. Путь стратегии», в котором подробно описываются оригинальная философия и техника кендзюцу.
Ямада Нагамаса
Ямада Нагамаса стал ронином после битвы при Сэкигахаре. Он был японским искателем приключений, который приобрел значительное влияние в королевстве Аюттхая в начале 17-го века и стал советником короля Сиама, губернатором провинции Накхонситхаммарат, которая находится на Малайском полуострове в современном Южном Таиланде.
Просмотры: 7 466
Поделиться ссылкой:
- Tweet
- Поделиться записями на Tumblr
- Telegram
- Ещё
- по электронной почте
- Печать
Самурайские мечи ковали из тысяч слоёв стали
Фото: Wolcott, Katherine / The University of Vermont / Wikimedia Commons
Многие считают, что настоящие катаны куются мастером‑оружейником в течение нескольких лет. За это время кузнец множество раз складывает стальную заготовку, сообщая мечу невероятную прочность и остроту.
Это, конечно же, заблуждение. Заготовки из тамахаганэ, японской стали, называемой также «алмазной», и правда изготавливаются путём многократного сложения и последующего расплющивания металла.
Но слоистую сталь, которую записывают в преимущества катаны, японцы делали не из‑за её уникальных свойств, а потому что у них не было более эффективного способа очистить Science of Tatara and Japanese Sword, Japanse Swordmaking Process железистый песок от примесей и лучше распределить Study of Microstructures on Cross Section of JAPANESE SWORD в металле углерод. Такой метод обработки железа — не великая тайна японских мастеров, а вполне обыденная техника, которой пользовались по всему миру.
Тысячи раз сталь не складывали. Сгибать заготовку больше 20 раз — бессмысленно терять время, поскольку это приводит Japanse Swordmaking Process к чрезмерной диффузии углерода в материале. Процесс сгибания стали, называемый сита‑китаэ, повторяли всего 8–16 раз.
А когда японцы начали завозить металл из Европы, то вообще бросили тратить силы на сита‑китаэ, ведь европейская сталь была дешевле и гораздо лучше по качеству.
И катаны не ковали годами. В среднем на один меч уходило How long does it take to forge a katana?, WHY DID IT TAKE BLADESMITHS SO LONG TO MAKE A KATANA? от трёх недель до нескольких месяцев.