Обзор аниме Violet Evergarden («Вайолет Эвергарден»)

Вот и наступил апрель. Да-да, знаю, что скоро он уже закончится, но вот такой уж я медленный. А что это значит? Значит, что большая часть тайтлов зимнего сезона 2021 года подошла к своему завершению, и пришла пора начинать их просмотр и написание обзоров. На первый взгляд, зима традиционно оказалась богатой на качественные новинки (так же, как весна – на долгожданные продолжения), и посмотреть тут уж точно есть на что. Начать же ознакомление с зимним сезоном я решил с самого нашумевшего тайтла, вокруг которого на форумах и по сей день разворачиваются жаркие баталии, а мемы про который заполонили все социальные сети. Говорю я, разумеется, про новое творение студии Kyoto Animation – драматичный аниме-сериал Violet Evergarden («Вайолет Эвергарден»). Скажу сразу – с первоисточником я не знаком, и поэтому впечатления буду излагать исключительно как результат просмотра аниме. Думаю, так будет объективнее.

Краткие сведения

Violet Evergarden – аниме-сериал, выпущенный зимой 2021 года студией Kyoto Animation. В основу сценария легло ранобэ за авторством Кана Акацуки (Kana Akatsuki), сериал состоит из тринадцати серий. В качестве режиссера выступил Таичи Ишидате (Taichi Ishidate), который так или иначе успел приложить руку к большинству проектов студии, так что опыта ему не занимать. Первая серия была показана еще в 2021 году, чем сразу привлекла к Violet Evergarden повышенное внимание. Давайте же разбираться, заслуженно ли это, или же мы стали свидетелями очередной волны хайпа.

События аниме разворачиваются в мире, разрываемом долгой, бессмысленной войной. Тысячи солдат легли на поле брани и уже не вернутся к своим близким. Главная героиня тайтла – девушка по имени Вайолет Эвергарден (Violet Evergarden), также оказалась в числе пострадавших. Во время одного из последних сражений на поле боя ей оторвало обе руки, а единственный дорогой человек – майор Гилберт (Gilbert), пал смертью храбрых, в последний момент признавшись Вайолет в своих чувствах. Однако никогда не знавшая любви Вайолет не поняла смысл произнесенных слов, и для того, чтобы исправить сей досадный пробел, оснащенная парой механических рук, она отправляется на службу в качестве автозапоминающей куклы (Auto Memory Doll). Теперь Вайолет предстоит научиться переносить людские чувства и переживания на бумагу в виде писем. Непростая задача для девушки, которая до встречи с майором даже разговаривать не умела, и занималась исключительно убийствами вражеских солдат. Однако последний приказ майора – прожить полноценную жизнь, став свободной – Вайолет намерена выполнить любым способом…

История создания

Обложка первого тома Вайолет Эвергарден

Первый том романа на японском ренобэ. За авторством Акацуки Каны в жанре сэйнэн, драма. Под названием Вайолет Эвергарден вышел в свет 25 декабря 2015 года, издательством занимается Kyoto animation и лейблом KA esumo bunko, имеется 4 тома , заключительная часть истории имеет подзаголовок Violet Evergarden After Story..

Адаптация

Аниме сериал, взявший за основу первый том романа, вышел на ТВ и транслировался с 11 января по 5 апреля 2018 года, студия Kyoto Animation также занималась этой аниме адаптацией. Режиссёром стал Исидатэ Тайти, на кресло сценариста был назначен Ёсида Рэйко. Сериал состоит 13 серий продолжительностью 24 минуты, также имеется дополнительная серия, 2 полнометражных фильма. Дорогой друг, мы с тобой сосредоточимся на сериале и на персонажах из него, ну что же, перейдём к главному.

Сюжет

“Я думала, что начала немного понимать их, но чувства людей всегда очень запутаны, не все могут выразить свои чувства в словах, порой слова противоречивы, а иногда и вовсе лживы, и мне не всегда удаётся понять что к чему, для меня это всё сложно.”

-Вайолет Эвергарден

4 долгих года длилась война, и вот, наступила победа, которую все так страстно желали и находились в ожидании мирных дней. Разделённый на две одинаковые половины континент Телесис плавно пытался вернуть жизненное русло в стабильное до военное состояние. Из этого кровавого, безжалостного ада на земле вернулась совсем юная, невинная девушка, она совершено не знает ласки или заботы родителей, её воспитывали как инструмент оружие для уничтожения противника, её выучили так хорошо, что девушка разучилась жить без какого-либо приказа, он будет исполнен чётко, быстро, без нареканий. Звали её Вайолет Эвергарден.

Персонажи

Буду краток – протагонист мне понравился. В последнее время в качестве главных героинь повседневных аниме стало модно выбирать персонажей определенного типа – скромных, замкнутых, но не сломленных и волевых девушек, до начала событий сериала живших тяжелой, безрадостной жизнью, однако в результате счастливого стечения обстоятельств увидевших лучик надежды. Таковой является и главная героиня выходящего параллельно тайтла Невеста Чародея, и главная героиня Violet Evergarden. Как по мне, такой типаж является беспроигрышным. Да, в результате скромности Вайолет не наделена ярким характером и природной харизмой, что не мешает ей оставаться приятной, адекватной и интересной героиней, за которой хочется наблюдать на протяжении всего сезона. Более того, в результате общения с другими людьми, которым она так или иначе помогает, Вайолет развивается и становится еще более разносторонней. Благодаря тому, что образ доброй мученицы еще не сильно приелся, Вайолет выглядит достаточно свежо и оригинально. Скромная и волевая девушка – это в любом случае лучше, чем очередная цундерочка или грудастая школьница. Так что Вайолет я все-таки отнесу к положительным чертам Violet Evergarden.

А вот про второстепенных героев рассказывать тут особо и нечего. Большая часть персонажей на экране задерживается не более, чем на одну серию. Они получились разнообразными, а их истории различаются друг от друга как в смысловом, так и в эмоциональном плане. Тут вам и писатель, потерявший дочь и стремление к жизни; и умирающая мать, желающая сделать последний подарок ребенку; и принцесса, по расчёту выходящая замуж за человека, которого встречала лишь однажды. Разные персонажи, разные истории, но сменяются они очень быстро и привыкнуть к кому-либо ты попросту не успеваешь. Если учесть, что большую часть нагрузки несет на себе именно Вайолет, отсутствие развивающихся второстепенных персонажей не выливается в существенный недостаток. Персонажи есть, они достаточно яркие – этого в Violet Evergarden оказалось достаточно.

Сюжет

На самом деле, на похожей главной героине сходства Violet Evergarden и Невесты чародея явно не заканчиваются. Помимо этого оба тайтла придерживаются схожего построения сюжета и направлений его развития. Повествование в Violet Evergarden разбивается на череду небольших, одно-двухсерийных историй, в рамках которых Вайолет встречается с новыми людьми, которым нужна её помощь. А помогая им, она также помогает и себе, учась лучше понимать собственные чувства. Прямо, как Тисэ в Невесте чародея.

К сожалению, в сходстве тайтлов скрывается и одна из проблем Violet Evergarden – а именно значительная ставка на романтику, у которой нет серьезного обоснования. Вторая часть тайтла очень сильно завязана на романтических чувствах Вайолет по отношению к майору Гилберту, в которых она пытается разобраться. И, как мне кажется, именно в этом заключается одно из слабых мест сериала и его смысловой составляющей. Для того, чтобы сопереживать героине, необходимо испытывать по отношению к майору схожие чувства, или хотя бы понимать, чем они вызваны. Да, на примере нескольких флешбеков нам показывают, что майор был хорошим человеком, который первым начал по-доброму относиться к Вайолет. Но, на мой взгляд, этого все же недостаточно, чтобы вызвать у зрителя симпатию и заинтересованность, а, следовательно, и в полной мере прочувствовать переживания Вайолет оказывается не так-то просто.

А всё потому, что в первой части сериала зрителю не дают в должной мере прочувствовать крепкую связь, существовавшую между Вайолет и майором. Не показывают, насколько он важен для нее, и чем же он заслужил ее любовь. Ведь, по существу, он действовал так, как поступил бы любой адекватный человек, а не подонки, ранее её окружавшие. Майор молодец, но восхищения от этого как-то не чувствуется. В конце концов, если человек бросает мусор в урну, а не под ноги, то в адекватном обществе это должно восприниматься, как нечто само собой разумеющееся, а не поступок, восхваляемый аплодисментами. Возможно, я привел не самую близкую параллель, но посыл, надеюсь, понятен. Без сильной эмоциональной связи по отношению к майору сопереживание Вайолет в моём случае было неполным.

Всё-таки драма – это очень, очень сложная материя. Очень сложно тронуть сердца максимально широкой аудитории, независимо от пола и возраста. И мне кажется, Violet Evergarden справляется с этой задачей лишь частично. Так, лично я не почувствовал от многих рассказываемых историй того эффекта, которого они заслуживают. Даже в самых удачных среди них – например, про девочку, маму и письма (серия 10) или про писателя и его дочь (серия 7), драматическая составляющая преподносится прямолинейным образом. Ей не хватает толики изящности, что ли. Да, эти истории могут растрогать менее притязательных зрителей (уверен, я и сам бы лет десять назад ревел, пуская цунами слез), однако оставить брешь в моей эмоциональной броне им все же не удалось. Для того, чтобы по-настоящему впечатлить зрителя, не нужно излишних криков и постоянно проливаемых слез. Можно провести параллель с использованием тарана: да, он бывает эффективен, однако самые крепкие двери правильнее и надежнее отрывать при помощи отмычек.

Порой даже лишних слов не надо: достаточно несколько аккуратных намеков, а зритель – он не тупой, он уж как-нибудь разберется. Работы Макото Синкая являются живым тому доказательством. Не нужно давить на жалость, и уж тем более злоупотреблять этим. Если говорить коротко: во второй половине Violet Evergarden слишком много слез, из-за чего они теряют свою силу. В конце концов, далеко не всё в жанре сводится к прямолинейному проявлению эмоций, и с осознанием этого принципа у Kyoto Animation частенько бывают проблемы. Хотя, казалось бы, уж после Koe no Katachi, который я бы назвал успешным драматичным проектом, Таичи Ишидате должен был понимать столь простые вещи. Да, Kyoto Animation движутся в правильном направлении, однако им все еще многому нужно научиться, если они хотят достичь вершин драматического повествования. Уверен, что при лучшей режиссуре, истории, рассказываемые в Violet Evergarden, заиграли бы куда более сильным калейдоскопом красок и эмоций. Пока же они больше напоминают неогранённый алмаз – ценный, яркий, однако местами излишне прямолинейный и не изящный. Даже не читав оригинал, я практически на сто процентов уверен, что потенциал ранобэ в аниме полностью раскрыт не был.

Впрочем, это еще не говорит о том, что Violet Evergarden является плохим драматическим аниме. Нет, это не так, и многие критики, по непонятной причине поливающие тайтл грязью, имеют привычку полностью игнорировать его достоинства. А они в нём есть, причем множество, и я говорю не про визуальную и музыкальную составляющие. Так, во-первых, хочется отметить последовательную, закономерную структуру повествования, состоящую из множества слабо связанных между собой историй. Единственной константой от серии к серии остается наличие главной героини, которая также постепенно развивается; во всем же остальном истории различаются заложенными в них идеями и вызываемыми эмоциями. Какие-то получились более удачными, какие-то – менее, однако за большинством историй мне всё же понравилось наблюдать. И это действительно здорово – иметь возможность хотя бы ненадолго прикоснуться к жизни столь разных, совершенно незнакомых тебе людей. А если та или иная история тебе не нравится, то долго её терпеть все равно не придется – на смену ей вскоре придет другая, которой удастся тебя тронуть.

Во-вторых, отмечу множество любопытных идей и символизм, заложенный в основание Violet Evergarden. Тут прослеживаются и мотивы про мимолетность жизни и её несправедливость. Про то, что все люди разные, но всем хочется счастья. Что не надо судить книгу по обложке. А особенно удачным получился символизм писем, которые пишут куклы. В тайтле отлично показано, что письма являются осколками души и эмоций, которые закладывают в него его создатели. Во времена, когда не было современных технологий, получение письма представляло собой важное событие, ведь оно позволяло хотя бы немного пообщаться с дорогим человеком, преодолев не только расстояние, но даже и время. Чего уж и говорить про их важность в военное время. В Violet Evergarden несколько раз проскакивает одна важная фраза: «Каждое письмо заслуживает того, чтобы его доставили». И речь тут идет не только про обмен информацией, а именно про обмен чувствами. Как по мне, так именно эта фраза лучше всего характеризует Violet Evergarden.

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Если вы читали предыдущий пост о шестом эпизоде, вы наверняка помните мои пространные рассуждения о том, что сотрудники Kyoto Animation, судя по всему, изменили своему привычному подходу к производству, и поэтому над данным проектом работает непривычно ограниченный круг специалистов. В этот раз впервые производство было перенесено из Киото в Осаку, где располагается подразделение студии под названием Animation Do. Я надеялся, что это радикально повлияет на состав исполнителей, но ничего подобного не произошло. Тиёко Уэно

и
Юки Цунода
из Киото
снова
возглавили команду аниматоров. Они контролировали этот процесс в пяти эпизодах из семи. Включая даже этот, сделанный в другом городе. Их коллега, главный аниматор
Мику Кадоваки
, скорее всего, готовит к выходу экранизацию Tsurune, так что неудивительно, если у неё не хватает на всё времени. Но кроме этого в титрах отсутствуют имена нескольких местных аниматоров, и вообще вклад сотрудников Animation Do в работу над Violet Evergarden куда скромнее, чем в любой другой сериал студии. Обычно ребята из Осаки берут на себя 3-4 эпизода в каждом проекте, иногда получая указания от киотских режиссёров. В этот раз ничего такого мы явно не увидим. Как и раньше, всё это подводит нас к выводу, что продюсеры KyoAni решили сегментировать производство и поделить сотрудников на команды, занимающиеся конкретными проектами. Многие люди в Do, скорее всего, уже начали рисовать третий сезон Free!

Я долго говорил о людях, которые не принимали участие в создании седьмого эпизода. Под конец стоит сказать пару слов об аниматорах, которые над ним действительно работали

.
Тацуя Сато
подарил истории её эмоциональную кульминацию, но в более ранней вспышке эмоций главного героя тоже можно заметить следы его стиля. В этот раз Сато более сдержан и академичен, чем обычно. Но как бы он себя ни ограничивал, Сато неподражаемо передаёт бурные человеческие эмоции. Стоит отметить образцовую работу аниматоров, занимавшихся подчисткой и прорисовкой. Можно порадоваться и телевизионному дебюту
Момоки Ёсидзаки
в качестве ведущего аниматора. Но интереснее всего присутствие в титрах
Кэиты Нагахары
, который покинул студию некоторое время назад. В качестве внештатного сотрудника он в этом сезоне трудился над третьим эпизодом Darling in the Franxx, вступительными титрами и третьим эпизодом Koi wa Ameagari no You ni и первыми пятью эпизодами Slow Start. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что когда он приступил к работе над всеми этими сериалами и их ранними эпизодами, седьмая серия Violet Evergarden уже давно была закончена. В очередной раз остаётся только восхищаться производственным графиком данного проекта.

Рисовка

Уж с чем с чем, а с визуальной составляющей своих творений у Kyoto Animation никогда проблем не было, и Violet Evergarden исключением из правил, к счастью, не стал. Одного взгляда на скриншоты хватит, чтобы понять, что рисовка в тайтле находится на высочайшем уровне, который редко увидишь в сериалах. Восхитительные крупные планы с обилием выгодных ракурсов; оригинальный дизайн персонажей с роскошной проработкой каждой мелочи вроде волос или отблесков в зрачках, с безошибочно узнаваемой стилистикой студии; приятная цветовая гамма, благодаря которой картинка выглядит свежо и ярко; малое количество статики – она есть, но в разумных пределах; и, наконец, таймлапсы, демонстрирующие течение времени. Также хочется отметить гармоничный контраст между персонажами и окружающим их миром. Когда всё вышеперечисленное складывается воедино, в результате получается дивной красоты произведение, многие скриншоты которого не стыдно вешать в рамку в качестве памятника художественному прогрессу. Именно такое изображение я ожидаю увидеть в 2021 году, и мне очень приятно, что передовые студии не стоят на месте и постоянно развиваются в нужном направлении.

Уголок анимешника

Аниме «Вайолет Эвергарден» наделало шуму, но я всё не торопилась его «распаковать», а теперь с радостью досматриваю незаметно пролетевшие 13 серий и жду второго сезона. Думаю, сразу видно, что это аниме я очень полюбила. А вот за что, сейчас узнаете:

Год: 2018
Жанр: драма, фэнтези, повседневность, стимпанк

Сюжет: юная Вайолет Эвергарден долгое время провела помощником полковника Гилберта в армии, и, когда видела его в последний раз, мужчина приказал ей вести жизнь как полноценный человек а не как машина убийства, добавив, что любит её. Но эмоции Вайолет чужды, и девушка устраивается на модную в безграмотном мире работу — должность автозаписывающей куклы, девушки, которая составляет личные письма — чтобы понять, что же значат слова «я тебя люблю «.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]