Иайдо – искусство мгновенного удара катаной

Самурайский меч катана — это не просто меч, а воплощение японского духа, олицетворение исторической культуры и предмет гордости народа Страны восходящего солнца.

Это оружие считается настоящим символом японского народа, его боевого духа и воли к победе. Еще с самых древнейших времен считалось, что существует три главных японских сокровища. К ним относят яшмовое ожерелье, священное зеркало и меч.

Для самурая меч был его спутником жизни, и даже на пороге смерти воин не выпускал его из рук. Также катана отражала социальное положение своего хозяина, являясь олицетворением чистоты, и — что свойственно только японцам — считалась лучшим подарком в дань уважения. Согласно японской мифологии, меч — это не символ войны и смерти, а наоборот — оружие мира.

История меча катана

Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.

Возникновение «оружия души» связано с историческим изменением своего более древнего предка — меча тати, который считается традиционным оружием самурая. Катана не является исконно японским мечом, потому как его формирование происходило под влиянием других азиатских культур. Свой окончательный вид меч получил в периоды Нара и Хэйан — это изогнутый клинок с такой же рукояткой, заточенный только с одной стороны — именно таким мы можем увидеть его в наше время. Для создания катаны использовались особые техники ковки и закалки железа, а рукоятка, как правило, обматывалась шелковой лентой. В редких случаях мечи украшались гравировкой, обычно такие экземпляры имели особую ценность.

Мир Аниме и Кавая [RUS]

Как вам известно, Япония славится своими боевыми искусствами, которых довольно много. Сегодня я хочу рассказать вам о искусстве мгновенного удара катаной, также известного как иайдо.

──────── • ✤ • ────────

Иайдо (яп. 居合道 иайдо, дословно, искусство встречать сидя) — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

──────── • ✤ • ────────

История иайдо

Исторически, роль предшественника иайдо (иайдзюцу) в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и, во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.

──────── • ✤ • ────────

Современное иайдо

В современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное значение и стало уделом сравнительно небольшой группы поклонников этого мастерства. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, иайдзюцу или баттодзюцу), другие же предпочитают видеть в нём путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. Иайдосамо по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.

В переводе с японского иайдо — путь иай; в свою очередь иай — мгновенный удар мечом из ножен, быстрая нейтрализация противника (как правило — убийство) и вкладывание меча обратно в ножны. Иайдока, практикующийся с катаной, стремится контролировать в первую очередь себя, а не своего противника.

Искусство иайдо представляет собой изучение и исполнение воображаемых сражений (вадза) без фактического присутствия партнёра. Существуют различные боевые направления, включающие в себя вадза с одним и более воображаемыми оппонентами, а также вариации контактных боёв с использованием тренировочного меча: боккэн, иайто.

Каждый бой характерен наличием катаны, изначально скрытой в ножнах. Повышенная концентрация и богатое воображение являются неотъемлемыми характеристиками каждого, стремящегося постичь науку иайдо.

Для эффективного ведения боя необходимо соблюдать правильное положение тела, выполнять корректные движения, уметь применять секреты захвата рукоятки катаны и точно наносить режущие удары.

──────── • ✤ • ────────

Изучение иайдо

Иайдока изучает вариации ведения боя, начинающегося с внезапной атаки, где отражение агрессии происходит быстрее любого движения нападающего. В иайдо нет лишних движений. Каждое действие несёт свой смысл. Техники боёв, как правило, просты и естественны.

Тренировки требуют не только физической, но также умственной и интеллектуальной отдачи. За сотни лет развития иайдо передавалось от поколения к поколению и за 450 лет практически не изменилось в своих основах. Владеющие основами иайдо способны отклонить атаку и внезапно атаковать первыми.

Сейчас практически по всей России имеется значительное количество мастеров и наставников, имеющих постоянную связь со знаменитыми мастерами Японии, преподающими различные стили и школы иайдзюцу, иайдо.

Много мастеров, которые занимаются обучением искусству владения мечом, имеют персональные полномочия от разных школ и стилей своих учителей из Японии.

Многие специалисты, занимающиеся иайдо в России, постоянно стажируются и сдают экзамены в Японии, а также приглашают японских мастеров владения мечом на разнообразные мероприятия в России, что привлекает интерес к этому боевому искусству и помогает в дальнейшем его развитию.

Среди спортсменов, участвующих в чемпионатах по иайдо, имеется немало представителей России. Часто, в клубах иайдо преподается не самостоятельно, а вместе с техниками других единоборств: джиу-джитсу, каратэ, айкидо, что, впрочем, практикуется и в самой Японии.

Однако, прежде всего, иайдо — это самостоятельное боевое искусство, которое имеет в основе гигантский философский, культурно-эстетический, психологический слой знаний, образованный многими поколениями мастеров и учителей иайдо.

──────── • ✤ • ────────

Что ж, думаю на этом можно закончить. Спасибо за прочтения, надеюсь вам было интересно и вы открыли для себя что-то новое. До новых встреч.

Ношение катаны

Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.

Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.

Владение катаной

Катана — это режущее оружие, способное с одного удара обезглавить противника. Основная техника владения японским мечом заключена в том, что удар наносится не под прямым углом, а вдоль плоскости. Также для упрощения нанесения режущих ударов центр тяжести располагали ближе к клинку.

Длина катаны позволяла совершать различные маневры. Держать её необходимо сразу двумя руками. Середина левой ладони располагалась в конце рукоятки, а вторая рука сжимала область возле гарды. Участие в процессе размаха сразу двух рук позволяло получить большую амплитуду, что усиливало удар.

Выделяют три вида стоек для фехтования катаной:

  • Дзедан — меч находится на верхнем уровне
  • Чудан — в этом положении меч должен находиться перед собой
  • Гэдан — меч находится на нижнем уровне

Для успешного применения освоенных основ в фехтовании катаной, нужно уметь предвидеть все движения противника и в короткое время точно планировать свои действия.

Традиционно обучение фехтованию японским мечом разделено на три уровня:

  • Омотэ -открытый уровень, на нем не происходит углубления в «скрытые» техники владения мечом
  • Тюдан — средний уровень
  • Окудэн — закрытый уровень

В Японии по сей день сохранилось множество традиционных школ, обучающих искусству владения меча. Эти школы смогли продолжить свое существование даже после запрета на ношение мечей, который установил император Мэйдзи.

Фехтование с катаной

Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и япония вступила в период феодальных смут и междоусобных войн.

Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава. Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

К этому времени, а точнее к XVI веку относится образование старейшей фехтовальной школой Японии — Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному искусству владения мечом.

Основоположник школы Синкагэ-рю — самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования — нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю.

Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их принципы в единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу — Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу — то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.

Целью развития фехтования катаной было не только освоение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила «Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной — это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент — быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом — это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.

«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными.

Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны…… В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).

Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан — позиция с высоко поднятым мечом, Чудан — позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан — с мечом опущенным вниз.

Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках одна с другой. Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основних защиты — верхняя, средняя и нижняя.

Как достигается особая острота Катаны?

Катана считается уникальным холодным оружием, поскольку обладает функцией самозатачивания. Подставка, на которую помещается меч, позволяет клинку оставаться долгое время острым благодаря особому движению молекул. Процесс изготовления клинка подразумевает использование специальной техники. Шлифовка представляла собой десять этапов, таким образом уменьшалась зернистость поверхности. Полировка лезвия происходила с использование пыли древесного угля.

В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.

Металл, участвующий в процессе изготовления оружие имел особую структуру. Её особенность – это слоистость. Существовало несколько способов получения качественной стали. Они определялись под воздействием многих внешних факторов.

Как овладеть катаной

Сегодня любое японское оружие, в т.ч. катана, классифицируется по длине клинка.

В 710 г. нашей эры человек-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впер¬вые применил в бою меч с изогнутым лезвием, который был выкован из нескольких разнородных железных пласти¬нок. Этот меч отличался «сабельным профилем» и с XII по середину XIX просуществовал в такой форме почти без изменений.

С XII века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии. После революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца, катаныутратили свое привилегированное положение.

Сегодня любое японское оружие, в т.ч. катана, классифицируется по длине клинка, каждый вид меча имеет свое название. К основным типам относятся: нодати — двуручный меч с длиной клинка более 84 см; тати — придворная сабля самурая с клинком как у катаны, но более пышным декоративным убранством; тинса-катана — придворная сабля длиной до 61 см;вакидзаси — являлась парой к катане или тати, длиной до 51 см; танто — боевой нож, который часто но¬сили вместо вакидзаси, с клинком в 28-40 см, и кайкен — женский нож с прямым клинком 8-16 см.

Катана существенно отличается от любых других мечей, изобретенных человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские булаты, не говоря уже о европейских мечах. Большинство специалистов бескомпромиссно считают катану лучшим длинным клинком в мире.

В фильме «Убить Билла», режиссер Квентин Тарантино допустил серьезную погрешность во времени и способе изготовления катаны. По японской традиции, оружейник, сковавший клинок, никогда не стал бы заниматься изготовлением фурнитуры — для этого у него был целый штат производственников. На самом деле, катанапредставляет собой целый конструктор как результат труда многих человек, и настоящий самурай всегда имел несколько комплектов фурнитуры для своего меча. Клинок передавался по наследству из века в век, и в зависимости от разных обстоятельств облик катаны менялся. Например, на войне нужно было придать мечуаскетичный облик, а на свидание с дамой самурай мог явиться с богато украшенной катаной Катана получила такую широкую известность во многом благодаря технологии ее изготовления. Самое основное в любой катане – это металл, для изготовления клинка предназначалась особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама. Прутки закапывали в болото на 8 лет, чтобы ржавчина выела слабые места в изделии, после чего оно отправлялось к кузнецу. Кузнец расплющивал прутки специальным молотом, превращая их в фольгу, потом эта фольга складывалась и снова сплющивалась – в результате готовый клинок содержал в себе около 50000 слоев прочнейшего металла. Немаловажен факт, что настоящая катана была самозатачивающейся из-за упорядоченного движения молекул – достаточно было повесить клинок на стену, чтобы через определенное время вновь получить острое, как бритва, лезвие. Клинок подвергался поэтапной шлифовке: девять шлифовальных кругов уменьшали зернистость, после чего мастер лично полировал его пылью древесного угля. Последний этап в производстве – это закалка в жидкой глине, в процессе которой на клинке появлялась тонкая матовая полоска – якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись. По окончании ковки и за¬калки меч в течение 2-х недель полировался до зеркального блеска, и лишь после этого работа счита¬лась законченной. Обычно мастер создавал клинок в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт. Процесс изготов¬ления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно немало случаев, когда глава самурайского рода заказы¬вал мастеру изготовление катаны для своего новорожденного сына, чтобы по взрослении наследника и окончании его обучения он мог получить свой меч «по спецзаказу».

«Оружие души» Для японцев катана была не просто оружием — она отражала дух японской нации и являлась символом сословий, вершивших историю в течение веков. И хотя меч не самое древнее оружие Японии, он занимает в истории и менталитете страны особое место. Самые первые японские мечи были очень похожи на своего китайского собрата – прямого меч «цзянь», и мало походили на катану. Именно такие мечи активно использовались первыми сословиями самураев в раннем средневековье, и уже тогда меч практически считался «оружием души» военной касты. Отношение самураев к мечу и этика «кэн-дзюзу» составляли неотъемлемую часть кодекса «бушидо», определявшего весь уклад жизни самурая. Наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, меч входил в число священных символов императорской власти. Меч также был отличительным признаком общественного положения воина, символом чистоты, и – что характерно только для Японии — лучшим драгоценным подарком. Катану преподносили знатным людям, меч вносили в храмы по поводу особых торжеств, дарили послам иных государств в знак уважения. При этом правила ношения меча строго регламентировались этикетом.

После появления катаны, именно этот меч стал считаться символом самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны. Признаки достоинства у самураев были свои. Например, одним из них считалось наличие большого ассортимента мечей – 10 и более, — различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей. Все мечи предназначались для ношения в разных ситуациях: на придворных праздниках, охоте, на войне. Скажем, если самурай желал выразить свое миролюбие, он вешал катану на правый бок, т.к. извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку означала, что ее хозяин «готов к войне».

Приходя в гости, самурай передавал свою катану слуге, который кланялся и водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если самурай пришел в гости к давнему другу, то он снимал даже короткий клинок вакидзаши, вешая его под правую руку рукоятью к себе. Обернутая к собеседнику рукоять могла трактоваться как оскорбление, ибо такой жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве оппонента. Если же собеседник случайно касался меча своего гостя, это воспринималось последним как угроза его чести, и могло даже привести друзей к поединку. Если же хозяин дома искренне восхищался красотой клинка и просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую ткань, то это, напротив, считалось большой честью для его владельца.

С точки зрения японских масте¬ров кузнечного дела, меч по-настоящему чего-то стоил, если в него была вложена душа кузнеца. В историю вошел один очень интересный поединок, в коем соперничали величайшие оружейники XIV века Муромасой и Масамуне. Кузнецы вонзили свои катаны в дно небольшого ручья, повернув лезвия мечей против течения. В то время была осень, и все листья, попавшие на лезвие меча Муромасы, рассекались пополам, а листья, что приближались к клинку Масамуне, огибали его, не касаясь. Муромаса в этом поединке признал себя побежденным, т.к. японская «мифология меча» гласит, что меч есть не оружие агрессии, но оружие мира, и его истинное назначение — предотвращать и прекращать войны.

Применение катаны В феодальной Японии тренировка применения катаны выглядела более чем жестоко – только что созданнымикатанами рубили заключенных, чтобы посмотреть, какое воздействие меч оказывает на кости и ткани. Меч катанапо своей форме имел слегка изогнутое лезвие, что позволяло клинку дольше оставаться в разрезе, тем самым, глубже проникая в рану. Многие боевые приемы самураев специально задумывались так, чтобы, используя всего 10-15 см кончика меча проникать в тело на 5–10 см. Это позволяло гораздо легче и быстрее сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования.

Схватка на катанах продолжалась несколько секунд, и, дабы не скучать, самураи стремились овладеть разнообразной тактикой. У них водились более хитрые приемы, нежели очевидное «ударить первым», позволявшие сопернику сделать первый выстрел, и тогда атака становилась для него смертельной. Во всем этом лежит задумка – обмануть соперника, этим же смыслом наделены почти все битвы на катанах. Движением глаз и тела самурай представлял врагу определенную картину, в рамках которой тот атаковал, и в ответ действовал неожиданно. Самураи старой школы не размахивали своими мечами, сохраняя холодное спокойствие до решающего мгновенья. Они знали, что «если слишком высоко поднимать меч, будет трудно обмануть противника».

Самурайский меч катана в наше время

Давно утеряв боевое значение, меч катана стал настоящей находкой для любителей азиатской культуры. Настоящее оружие является древнейшим творением ручной работы. Подлинные экземпляры, чаще всего, передаются по наследству и несут в себе функцию реликвии. Но приобрести самые лучшие катаны имеют возможность далеко не все, так как отличить подделку от оригинала может только настоящий ценитель холодного оружия. Так сколько стоит настоящий самурайский меч катана? Стоимость изготовленных в Японии мечей составляет не меньше 1 тысячи долларов, а цена более редких экземпляров может доходить до 9 тысяч долларов. Таким образом, самым дорогим японским мечом в истории считается меч Камакура 13 века, который был продан на аукционе за 418 тысяч долларов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]