С 1192 по 1333 г. Камакура была столицей Японии. Сёгун Ёритомо из правящего клана Минамото перевел сюда свое военно-феодальное правительство, чтобы оградить его от изнеженной придворной жизни в Киото, и разбил тут свою «полевую ставку». В эпоху Эдо город утратил свою значимость. Сейчас в Камакура насчитывается 176 синтоистских и буддистских храмов. Но больше всего паломников и любопытных со всего мира привлекает бронзовая статуя Дайбуцу — Великого Будды. Статуя – вторая по величине в Японии (первая находится в Нара). Ее высота — 11,4 м, вес — 93 тонны.
Туры в ЯпониюТуры в Японию В Японии можно увидеть все и сразу — древние храмы, дворцы, праздник цветения сакуры, самураи, чайная церемония, суши, загадочные гейши, борьба сумо — это только часть сохранившейся истории и культуры древней Японии. |
p>
Именно из Камакуры управляли Японией могущественные сегуны, именно она была столицей самураев. Все здесь дышит тем временем. Камакура не утратила былого величия, хотя время ее расцвета давно миновало. Культура Камакуры отличалась от аристократической культуры Киото. Она уже базировалась на принципах дзэн и других течениях буддизма. И здесь можно встретить множество изображений Будды, которые никого не оставят равнодушным благодаря своей выразительности, вызывающей ощущение присутствия.
Камакура очень зеленая. Когда идешь между высокими соснами, чувствуешь себя в лесу или в огромном парке. И вдруг над соснами появляется огромная голова. Вот он — Большой Будда Камакуры! Поражают размеры Будды: его высота (около 13 м), двухметровое лицо, метровые глаза, длинные двухметровые уши. Весит он приблизительно 121 т. Удивительно и то, что верхняя часть тела Будды больше нижней, но это сделано умышленно, по законам перспективы. Голова его немного наклонена вперед, поэтому, когда подходишь, чувствуешь внутреннюю связь, как будто тебя ждали и теперь приветствуют.
История создания Большого Будды драматична. Госпожа Инадано Цубоне, служившая у сегуна Еритомо, мечтала построить огромную статую Будды. Когда ее господин умер, она оставила свою службу при дворе, чтобы полностью посвятить себя сбору средств для будущей статуи. Ее непрестанные усилия никого не могли оставить равнодушным. И к ней присоединился Дзеко, настоятель провинции Тотоми, который путешествовал по всей Японии, чтобы собрать средства. «И, благодаря состраданию Будды, было собрано достаточно средств, чтобы в 1238 году начать строительство».
Первый Будда, который был построен за пять лет непрерывной работы, был деревянным. Но, к сожалению, статуя была разрушена ураганом в 1248 г. Затем Дзеко и Инадано Цубоне предложили отлить статую из бронзы, сделав ее более прочной. И новый Будда был создан в 1252 г.
Сегодня Большой Будда сидит под открытым небом, но так было не всегда. Сразу же после того, как было завершено строительство деревянного Будды, вокруг него был построен храм. Но ураган, который разрушил первого Будду, разрушил и храм. Новый храм был закончен в тот же год, что и новый бронзовый Будда, но снова был разрушен ураганом в 1335 г. Его снова отстроили, но его снова разрушила ужасная буря в 1368 г. Четвертый восстановленный храм прослужил до 1495 г., когда огромная волна унесла его с собой, оставив Будду на месте. Храм снова пытались построить, но так и не закончили. И с тех пор Будда сидит под открытым небом. Но это были еще не все беды, обрушившиеся на Камакуру. В сентябре 1923 г. землетрясение разрушило основание статуи, правда, сама статуя не пострадала. До нас дошло только имя мастера, отлившего Будду, — Оно Гороемон. К сожалению, больше о нем ничего не известно.
Сегодня, как и семь столетий назад, сюда приходит множество людей, чтобы прикоснуться к чему-то, над чем не властны ни время, ни стихия, чтобы увидеть Будду на земле.
«Камакурский Будда… в чьем лице покоится все великое и великодушное (прекрасное, величественное), живое изображение Нирваны». Персиваль Лоуэлл
Источник
История
Дайбутсу из Камакуры является второй по величине статуей Будды в Японии, уступая только старшему собрату из храма Тодай-дзи. По легенде, посещение этого святилища в Наре в 1195 году так впечатлило Минамото, что по возвращении он пожелал возвести нечто подобное в собственных владениях. Однако спустя четыре года сёгун умер, не успев воплотить задуманное. Из желания угодить богам и почтения к Ёритомо, идею поддержала вдова правителя, Масако, а также придворная леди Инада и монах по имени Дзёко.
Секта, к которой относился Дзёко, почитала Амида Будду, указывающего праведникам путь в священные Чистые Земли, где легко достичь нирваны. Зародившись в Китае, это движение приобрело популярность в Стране восходящего солнца к концу 12 века, и до сих пор остаётся одним из наиболее влиятельных направлений буддизма.
Храм строили пять лет, но в 1247 году первоначальная 24-х метровая деревянная скульптура была уничтожена тайфуном. После этого Дзёко предложил отлить статую из бронзы. На сбор средств ушло несколько лет, после чего лучшие скульпторы страны – Хисатомо Тандзи и Гороэмон Оно – приступили к работе. Мастерам потребовалось 12 лет, чтобы изготовить и собрать воедино все части изваяния – результатом их работы мы и восхищаемся сегодня.
Изначально статуя располагалась под кровлей, как и Большой Будда в Наре – однако у моря погода беспокойнее, и крыши дважды срывало мощными ветрами. Последнее здание было уничтожено в 1495 году, когда на город обрушилось цунами, и с тех пор изваяние стоит под открытым небом. В какой-то период оно даже оказалось заброшено, и внутри статуи укрывались от непогоды бродяги. Лишь в начале 18-го века монахи собрали средства на реконструкцию Дайбутсу, едва успев спасти статую от полного разрушения.
На бронзовых лепестках позади изваяния были выгравированы имена всех дарителей – изначально их было 32, но до сегодняшнего дня сохранилось лишь 4. Когда-то статуя была покрыта золотом, как и многие другие изображения Будды, однако время и погода не оставили почти ничего от былого великолепия. Сейчас остатки позолоты можно увидеть разве что на ушах скульптуры.
Заявка
Великий Будда в Камакуре переживает свою первую крупную реставрацию. Грузовики со всем необходимым оборудованием прибыли к храму в начале января. Началась двухмесячная процедура реставрации огромной бронзовой статуи. Работы по реставрации будут полностью закончены к 10 марту.
Рабочие привезли материал
Сейчас начались работы по тщательному обследованию и реставрации статуи. Все это время Будда будет окружен лесами и покрыт прозрачным защитным покрытием. Это говорит о том, что посетители не смогут в это время зайти в 121 тонную статую.
Последний раз статуя, воздвигнутая приблизительно в 13 веке, подвергалась такому серьезному ремонту в 1959 году. Все работы длились два с половиной года. По заявлению властей, Национальному исследовательскому институту было выделено 65 миллионов иен для производства упомянутых работ.
Великий Будда в Камакуре
В связи с тем, что Будда признан объектом национального достояния, производство работ требует особой аккуратности. Специалисты будут использовать в своей работе рентгеновское излучение, которое поможет оценить состояние статуи. Для удаления ржавчины планируют использовать специальный ультразвуковой скальпель. Мелкие загрязнение будут удаляться обычной водой. Институт также проведет изучение влияния на статую вибрации от машин и тысяч посетителей, а также от ветра, дующего с океана, который расположен менее чем в километре от Будды. Также будет проверен сейсмический амортизатор, установленный под Буддой более полувека назад.
Рабочие готовят площадку для реставрации
«Важно, что в процессе работы не будут причинены никакие повреждения статуе» — сказал Масаюки Мори, старший научный сотрудник Института. Также он пояснил, что данные, полученные в процессе текущих ремонтных работ, будут сохранены и использоваться для последующего ремонта в будущем.
Летом памятник посещают тысячи туристов
Местные туроператоры опасаются, что реставрационные работы нанесут урон туриндустрии. Благодаря статуе Будды, храм является одним из известнейших и самым популярным направлением среди туристов. Полукилометровая линия магазинов, простирающихся по туристическому маршруту к Будде от железнодорожной станции Хасэ, также испытают существенные потери. Один из работников местной кондитерской лавки заявил: «Да, работы продлятся чуть более двух месяцев, но у нас есть серьезные опасения относительно нашей работы».
Подготовка к началу работ
Несмотря на это, все же, большинство местного населения отнеслось с пониманием к работам, которые необходимы для поддержания статуи и приведения ее в надлежащее состояние. Сотрудники института объяснили, что такие работы обязательно необходимо производить раз в 50 лет. Сотрудники института также отметили, что о запланированной реставрации работники и владельцы торговых точек, находящихся в районе храма, были заранее предупреждены.
По материалам интернет-изданий.
Что посмотреть
Изваяние впечатляет своим масштабом – его высота с пьедесталом составляет 13,4 м, а вес большого Будды более 90 тонн. Как и Статуя Свободы Дайбутсу полый изнутри, и посетители могут осмотреть внутреннее пространство конструкции.
Основание скульптуры было повреждено землетрясением 1923 года. Через несколько лет постамент отремонтировали, но серьёзную реставрацию памятника удалось провести лишь в 1960-1961 годах. Тогда в ходе работ была укреплена шея и установлена защита от сейсмических колебаний.
Будда сидит в позе лотоса, сложив руки в жест Дьяни мудра, символизирующий медитацию. Безмятежное выражение его лица прекрасно гармонирует с умиротворённым природным ландшафтом, раскинувшимся за храмом. Поросшие густым лесом горы и бесконечное небо создают идеальный фон для созерцания вечного спокойствия на лице божества.
Чем интересен большой Будда?
К гигантскому Будде на выходных и в праздники не пробиться, поэтому лучше его посетить в будний день. Купив за 200 йен билет в храм и пройдя сквозь толпу, вы увидите умиротворенно восседающее на фоне вечнозеленых гор 13-метровое божество. Оно встретит тишиной и гармонией, даже если вокруг будет шумно. Помимо душевного покоя, Будда удивляет искусным ваянием и разумностью дизайна.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Религия в Японии. Храмы, которые стоит посетить
Обойдите статую вокруг и, когда окажетесь у нее за спиной, посмотрите наверх. На лопатках большого Будды вы увидите этакие крылышки, на самом деле являющиеся двумя открытыми окошками. У подножия монумента за 20 йен продаются билеты, позволяющие войти внутрь и узнать об их назначении. Послушать о всей истории храма и статуи лучше на увлекательной авторской экскурсии, которую проводит местный гид на привычном русском языке. Заказать экскурсию можно по этой ссылке.
Япония, день 8: Камакура. Великий Будда
На сегодняшний день пришёлся наш последний выезд из Токио — в Камакуру. Камакура — это прибрежный городок, сейчас весьма тихий, но в восьмом веке сосредоточивший половину власти во всей Японии. Камакура является одним из важнейших центров буддизма, и сейчас в ней больше 70 храмов и святилищ. Я за сегодняшний день побывала в семи. До самой Камакуры мы не доехали одну остановку, выйдя в Ките-Камакуре. Маленькая платформа, толпы народу, ничего непонятно. Вышли к какой-то карте, обнаружили на ней первый нужный нам храм, пошли. Это был Энгаку-дзи, основанный сиккэном Токимунэ Ходзё. Именно при нём появилось понятие камикадзе — священный ветер, когда из-за ночных тайфунов два раза провалилась неприятельская высадка монголов на берег. Храм посвящён всем жертвам монгольских вторжений, включая самих монголов.
Поднимаемся к храму |
Первое, что мы видим — некрашенные деревянные ворота Сан-мон, в последний раз перестроенные в 1783 году и украшенные тонкой резьбой и каллиграфическими табличками, написанные лично 92-м императором Фусими. Таблички я, правда, не нашла, но вот резьба наличествовала.
Деталь ворот Сан-мон |
Главное здание храма, Буцудэн — одно из немногих, где я не заметила таблички no photo, так что вот вам оттуда Будда.
Вокруг — остаточки сезона красных листиков.
А это — реликварий Саридэн, в котором хранится зуб Будды.
Деталь китайских ворот Карамон. |
Если от ворот Сан-мон подняться по лестнице, то можно увидеть Оганэ — большой колокол, отлитый в 1301 году. Оттуда же открывается вид на кусочек Камакуры — точнее, на её окраины.
Первый храм мне удалось осмотреть по хорошей погоде, а вот потом зарядил дождь и лил без остановок… Хорошо хоть, ветра почти не было, хоть это и не помогло — мои ноги в итоге промокли насквозь.
Второе святилище — Токей-дзи — оказалось совсем небольшим, и ничего особенного, в общем, не представляло, зато было интересно своей историей. Это женский монастырь, основанный в 1285 году, второе название которого — Храм разводов. Если женщина хотела уйти от мужа, она могла прожить в монастыре три года, и после этого считаться официально разведённой. Такая практика продолжалась до 1873 года, а мужчинам вход в храм был запрещён до 1902 года.
Дальше по курсу — Кенчо-дзи (Kencho-ji), древнейший и величайший буддистский центр Камакуры. Когда-то на его территории стояло больше пятидесяти храмов, из которых сейчас сохранилось около дюжины.
Впереди — очередные Сан-мон |
Дерево семейства кипарисовых. Говорят, что оно выросло из семечка, принесённого Ранкэйем Дорю из Китая во времена основания комплекса. Высотой 13 метров, 6.5. метров в обхвате, оно насчитывает примерно 760 лет.
Буцуден (и ворота Карамон) изначально принадлежали сёгунатскому мавзолею и находились в Токио. В 1647 году они по кусочку были перевезены в Камакуру. Скульптурное изображение внутри Буцудена — Джизо Босацу.
Самым интересным в Кенчо-дзи мне показался садик Ходзё. Посмотреть на него можно было с внешней стороны здания, в котором проходила какая-то медитация, на которую мог прийти любой желающий. При входе продавалась книжечка, рассказывающая о её правилах по-английски.
Заглянула в крошечный Энно-дзи, посвящённый распорядителю царства мёртвых Энме. Вокруг него — страшненькие прислужники.
Картинка с интернета |
Ещё один крупный комплекс — Цуругаока-Хатиман-гу, находящийся на холме. От него до моря идёт главный городской променад, Вакамия-одзи. При храме есть небольшой музей, я заглянула, хоть в общем и не особо стоило — как водится, японский и непонятно. Зато билеты при музее продаёт не человек, а автомат! Человек только проверяет. Такую же систему я видела и в некоторых лавочках — платишь в автомат, выбирая нужный тебе товар, а потом чек отдаёшь готовящим. Так я сегодня, например, ела прессованного октопуса.
Вид сверху — я пришла сбоку, и в итоге по лестнице не поднималась, а спускалась. |
Ствол гингко, под которым, по преданию, был убит собственным племянником третий сёгун Минамото. Дерево переломилось от сильного шторма в 2010 году, чем повергло в шок всю Японию.
На левой части здания сидели монахи и играли на каких-то дудочках. |
А вокруг льёт и льёт без передышки…
Парочка палаток с какой-то едой. Я соблазнилась виноградом, попробовала, оказалось весьма недурно — виноградинка на палочке, залитая карамелью.
В Камакуре, даже несмотря на дождь, видела очень многих традиционно одетых женщин и мужчин.
Дотащилась под дождём до вокзала, зашла в туринфо. Получила, наконец, нормальную карту и указания, как добраться до Великого Будды. Можно было на поезде или на автобусе, сказали, что на автобусе проще, я и поехала. Забавно оказалось с билетами. Платишь на выходе, причём не водителю в руки, а опускаешь монетки в специальную машинку. Если нужной суммы нет — например, если у вас бумажка, — то надо вставить её в соответствующую щель, машинка разменяет тысячу на сотни, две из которых затем бросаешь в «кассу». Доехала минут за 20-30 до храма Котоку-ин, где сидит Великий Будда. Позже, в Киото, мы видели ещё одного Будду, большего, чем этот, но этот производит гораздо большее впечатление, так как сидит под открытым небом.
Тапочки Будде под стать… |
Высота Будды вместе с пьедесталом — 13.4 метра, вес — 121 тонна. Его начали создавать в 1252 году, и создавали 10 лет. Раньше он тоже был окружён стенами, но здание было дважды уничтожено ветром в 1334 и 1369 годах. Восстанавливать его в итоге не стали, и, мне кажется, к лучшему. В 1498 году приливная волна уничтожила храм, но не повредила статую. Большое землетрясение 1923 года разрушила основание, но опять же, сама фигура осталась невредима.
Внутрь Будды, оказывается, можно забраться — всего за 20 йен. Свет проникает сквозь окна в его спине, и можно спокойно прочитать описание процесса создания.
Тем временем, дождь наконец-то кончился и стало проглядывать голубое небо.
Табличка рядом приводит некоторые размеры: лицо Будды — 2.35 метра, глаз — 1 метр, ухо — 1.90.. А ещё, говорят, раньше он был покрыт золотом — видно, лицо немного посверкивает.
Налюбовавшись на Будду, иду назад, к последнему храму на сегодняшний день — Хасэ-дэра, посвящённый богине милосердия Каннон.
Внутри — приятный маленький парк, черезвычайно много статуэток и, если подняться повыше, — виды на океан.
Что внутри у Будды?
Попав на территорию Котоку-ин и насмотревшись снаружи на Будду, узнайте, как он устроен и изнутри. Поначалу вас встретят узенькие лесенки, темнота и выходящие наружу посетители. Это не помешает прочитать на светящемся табло технические детали ваяния статуи Будды на английском и японском языках. А еще можно пощупать теплое колено Будды, нагревающееся в солнечные дни. Находясь в чреве статуи, вы увидите вышеупомянутые открытые окошки, которые помогают поддерживать температуру воздуха и способствуют вентиляции помещения.
Чем заняться у большого Будды?
Помимо осмотра бронзового памятника, сфотографируйтесь на фоне огромных соломенных сандалий Будды, висящих на стене, окружающей статую. Многочисленные лавочки здесь предлагают разнообразные буддийские сувениры.
Пообедайте на территории околохрамового парка. Если вы принесли с собой готовый ланч-бокс и напитки, присядьте в специально отведенном месте и продолжайте наслаждаться видом Будды и окружающей природы. А после обеда, попрощавшись с божеством, возвращайтесь в современный суетный мир и поблуждайте по маленьким узким улочкам Камакуры — старинной столицы Японии. Если захотите подробнее узнать о самом городе или заинтересуетесь другими буддийскими храмами, присоединяйтесь к экскурсии на русском языке!
После насыщенного впечатлениями и пешими прогулками дня, отдохните в отеле (найти отличное место для проживания в городе можно по ссылке). И на следующее утро, с новыми силами, отправляйтесь познавать Токио.