Все про косплей: история, психология, суть (+фото)

Японский косплей: истоки

Считается, что предшествующим косплею жанром, в Японии быт театр кабуки. Именно там образ героя прорабатывался в мельчайших подробностях. Особое внимание уделялось сложному гриму.

По одной из версий игра в перевоплощение появилась в Америке в 1939 году. Там на научно-фантастическом съезде писатель Форест Акерман переоделся в космический костюм. Трансформация Фореста была встречена бурными овациями.

После данная идея увлекла японского писателя Нобуюки Такахаси. В 1984 году японская молодежь стала переодеваться в своих любимых героев из аниме. Тогда же в японской культуре и появился термин «косплей».

Большую популярность игровой жанр приобрел после выхода японского сериала «Евангелион». Поклонники киноленты просто с ума сходили от главных героев, стремились подражать им. Затем были выпущены основные манги о пиратах, самураях и ниндзя. Тогда по Японии снова прокатилась волна костюмированных мероприятий, и косплей получил более четкие черты.

Японцы подражают персонажам из фильмов, манг и комиксов. Изначально японская молодежь, занимающаяся косплеем, переодевалась только по особым случаям. Позже японцы и японки стали воплощать своих любимых героев в реальность гораздо чаще, а поводы стали выдумывать самостоятельно.

В Японии очень популярны различные косплей-бары, где на ряженого самурая или ниндзя никто даже внимания не обратит. Еще на японской земле проходит один из самых крупных фестивалей данного течения Tokyo Game Show. Направление фестиваля – лучшие видеоигры, персонажей которых и обыгрывают молодые люди. Также существуют специальные косбенды, которые являются объединениями игроков одной тематики. Работают профильные клубы, где даже можно пройти обучение, если с созданием персонажа возникают серьезные трудности.

В целом, японцы очень любят различные переодевания, перевоплощения и трансформации. Поэтому слово «косплей» можно условно разделить на две части: «кос» и «плэй». Ничего не напоминает? «Кос» — происходит от английского «костюм», а «плэй» переводится, как игра. В чем заключается философия настоящих косплеистов?

Фестивали

В последние несколько лет стали проводиться много мелких и крупных фестивалей, посвященных как аниме-культуре в целом, так и косплею в частности.

В Японии самым значительным событием для представителей субкультуры косплей является Comiket — рынок додзинси (японских комиксов). Comiket проводится два раза в год: зимой (зимний Комикет) и летом (летний Комикет). Это мероприятие каждый раз собирает сотни тысяч поклонников манга отаку и несколько тысяч косплееров и проводится на крыше огромного выставочного центра в Токио. В целом рынок комиксов собирает около полумиллиона человек. Это база для начинающих мангак, где каждый сам старается продать свои додзинси. На фестиваль приезжают также и известные аниматоры в поисках талантов. Большая часть отведена различным мероприятиям с участием косплееров.

Самым известным и популярным фестивалем в России считается Аниматрикс (Anima3x). Этого события ждут всегда с огромным нетерпением все, кто имеет отношение к косплею, японской поп-культуре и j-року. Зарождался этот фестиваль в небольшом московском рок-клубе «Матрица» в 2003 году. Однако, уже на следующий год он проводился в большом актовом зале одного из колледжей столицы. Затем он переместился в Центральный дом предпринимателей, а дальше был организован в ДК Горбунова, а в последние годы в театре имени В. Назарова. За время своего существования Аниматрикс превратился из небольшого московского фестиваля в ежегодный международный конвент — одно из самых масштабных и ярких событий, собирающих более 3000 тысяч человек со всех регионов России и из-за рубежа. Аниматрикс отличается яркими шоу, красивыми номерами, шикарными дефиле и великолепными костюмами, так как к нему все готовятся долго и тщательно. А стрит-фэшн и джейрок-дефиле — это отдельная и самая впечатляющая часть конвента, отличающаяся феерий цвета и света.

В разгар весны проводится ставший традиционным Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже. Туда съезжаются косплееры со всех городов России. Программа фестиваля весьма разнообразна: здесь и само косплей-шоу, и фото-уголки, где каждый может сфотографироваться в образе любимого персонажа, и выступления музыкальных групп, и мастер-классы с участием звезд фэндомов, и тематические конференции, и показы аниме-фильмов, и многое другое.

Это первые и самые известные фестивали, проводящиеся на территории России. Однако и в других городах начали проводиться свои мероприятия: «Anyfest» и «Отаку Фестиваль» в Санкт-Петербурге, «Аниме фестиваль» в Благовещенке, «Дай-фест» в Омске, «Отакун» в Рязани, «Феникс» в Казани, «Таносиба» в Челябинске, «Animate it» во Владивостоке, «ЧибиФест» в Екатеринбурге, Animau (Уфа), Танибата (Ростов-на-Дону), Animania (Нижний Новгород) и многие другие.

Фестивали — это не только яркие номера, сценки и костюмы, не только конкурсы на лучший косплей. Для представителей этой субкультуры такие мероприятия ещё и прекрасная возможность поделиться опытом, пообщаться, узнать что-то новое и интересное. И, конечно же, это яркие впечатления и эмоции.

Однако косплей уже вышел за рамки аниме-фестивалей. Сейчас косплей можно увидеть на всевозможных общественных мероприятиях, посвященным различным премьерам фильмов и видеоигр, на выступлениях музыкальных групп, на открытиях развлекательных парков и ночных клубов. В 1998 года, в районе Токио Акинабара (Akinabara) появилось первое косплей-кафе. В настоящее время там выросло много подобных заведений, ориентированных на фанатов аниме и косплея. Обслуживающий персонал в таких кафе облачен в костюмы героев аниме и популярных компьютерных игр.

Hetalia axis powers Lithuania and Poland

Косплей и его философия

На первый взгляд, косплей тесно перекликается с известными всем ролевыми играми. Различие игровых стилей состоит в том, что ролевые игры предполагают воспроизведение действия по определенному сценарию, а косплей построен на воссоздании образа персонажа, его голоса и манер. В косплее главное – это личность героя. Все детали костюма должны быть максимально приближены к экранному или изобразительному облику кумира.

Психологическая подоплека данного направления заключена в возможности побыть кем-то другим. Не бояться показаться странным, даже немного пугающим. Хотя большинство косплеистов не считают себя фриками, или так называемыми «гиками». Они всерьез думают, что формируют новую культуру в своем жанре.

Косплей — это и возможность провести время с единомышленниками, и проявление своих актерских навыков, и способ привлечь к себе внимание. Вечеринки и тусовки – неотъемлемая часть косплея, поэтому такое течение привлекает к себе внимание молодежи. К тому же, косплей является веселым времяпровождением, основанным на доскональном изучении и воссоздании выбранного образа, его ценностей и манер.

Как создают косплей в Японии?

Этот вид игрового искусства не имеет четких границ. Хотя условно можно выделить несколько видов, которые охарактеризуют разные стороны косплея лучше всего. Рассмотрим их подробнее:

  • Стандартная версия. К ней относят простые трансформации в любимых героев фильмов, комиксов и мультфильмов, а также перевоплощения в известных актеров. Здесь самое большое внимание уделяется деталям костюма и гриму;
  • Перевоплощение с антуражем. В этом случае к стандартному набору добавляется соответствующая атмосфера, декорации, оружие либо пейзажи;
  • Фотокосплей. Образ героя создается для фотосессии целенаправленно. Это может быть любительская съемка или съемка для модного журнала;
  • Крафтовый вид. Весь декор в данном случае воссоздается автором с нуля. Главное – не приобретать готовые вещи, а сделать их самостоятельно. Такой вид считается самым сложным;
  • Оригинальный вариант. Тут создается сам персонаж, а не только воспроизводится его образ;
  • Боди-арт косплей. Самый «оголенный» вид, где костюм рисуется красками на теле;
  • Видеокосплей. Разновидность фотокосплея, где для запечатления персонажа используется короткое видео;
  • Косплей субкультуры. Жанр, где воплощается какое-либо направление, а не конкретный герой. Например, европеец одевается, как японец, или наоборот.

Сложность воплощения персонажа в этом направлении заключена в том, что необходимо передать не только цвет одежды и волос, но и повторить мимику, жесты, интонации героя.

История субкультуры

Корни косплея как оригинального увлечения уходят в 30-е – 60-е годы прошлого века – во времена торжества научной фантастики, фэнтези и стимпанка. Именно эти литературные жанры возбуждали наибольший интерес к перевоплощению в необычных героев.

На первых «сходках» косплееров в западном мире преобладали образы мутантов, космонавтов, ученых, инопланетян… В 60-е годы в Штатах группы фанатов стали объединяться, а в 1970г. прошел первый в истории San Diego Comic-Con. Сегодня этот фестиваль проводится по всему миру.

Отдельно стоит взглянуть на восточное ответвление косплея. Для Японии и Китая ведущей (и почти единственной) темой переигрывания стали аниме (это что?) и манга. На соответствующих страницах Википедии этих стран в трактовке термина «косплей» значатся исключительно эти жанры.

Как делаются костюмы?

Сегодня в сети можно найти немало видеороликов о том, как сделать ту или иную маску, сшить костюм или спаять световой меч. Косплееры, чаще всего, сами шьют для себя одежду. Иногда могут позволить себе обратиться в ателье, но большинство деталей все же дорабатывается вручную.

Процесс создания образа таких людей захватывает не меньше, чем появление в нем на публике. Косплеер может неделями обдумывать то, из какого материала он сошьет броню, или создаст шлем. Если деньги позволяют, то такой игрок ищет готовые варианты в интернет-магазинах. Хотя в ход могут пойти даже пластиковые бутылки и туалетная бумага.

Увлеченные косплеем люди, коллекционируют свои костюмы, сдают их в аренду, реже продают на аукционах. Самые удачные варианты могут стоить больших денег.

В целом, косплей – занятие для трудолюбивых, терпеливых людей с хорошим воображением. Костюм для такого направления воспринимается ими, как качественный способ избежать рутины. Кто-то может сравнивать увлечение косплеем с увлечениями видеоиграми. Другие же считают, что это новый вид искусства.

Особенности фривольных образов

Бывает так, что персонаж, выбранный игроком, имеет откровенный наряд, или вовсе излучает слишком много сексуальной энергии. Смелые косплееры воплощают эти образы в жизнь и даже участвуют в откровенных фотосессиях.

«В среде косплееров такой вариант игры считается пошлым, особенно, если костюм выполнен плохо».

Осуждение единомышленников – это всегда неприятно. Игроки стараются избегать открытого разврата. Так как в этой разновидности ролевой игры и так много откровенности.

Тонкости современного косплея

Косплееры или косплеисты в Японии общаются в закрытых клубах. Их тусовки и фестивали никогда не присуждают каких-либо рейтингов. Костюмы не оцениваются, а скрытные и застенчивые японцы получают возможность общаться под «защитой» своего героя.

В среде косплея существует взаимовыручка и взаимопомощь. Простой факт фотографирования друг друга уже располагает начать отношения. Также у этой культуры есть свой сленг, негласные правила поведения, что отличает косплеистов от обычных фриков в лучшую сторону.

Участники в костюмах с удовольствием участвуют в парадах, выходят на улицы в Хэллоуин и в другие японские праздники. Косплеисты любят, когда внимание приковано именно к ним. Психологи считают, что эти люди, таким образом, восполняют дефицит родительской любви, решают свои детские проблемы, борются с комплексами.

В Японии каждый месяц проходит до 20 мероприятий, где обыгрывается косплей. Иногда косплеисты выступают на сцене, чтобы привлечь к своему движению максимальное количество зрителей.

Косплей – интересная форма самовыражения, которая пришлась по душе не только японцам, но и многим людям со всего мира. Движение косплея теперь связано международными форумами, сайтами и «живыми» фестивалями, на которые съезжаются сотни и тысячи людей. Чтобы до конца понять, что такое косплей, необходимо самому побыть косплеистом хотя бы немного. Тогда можно будет рассуждать на данную тему компетентнее, ведь это движение только начало свое развитие, и постоянно набирает обороты.

Советы начинающим

Всегда надо помнить, что идеальный костюм невозможен. Как бы хорошо костюм не был сделан, найдутся и те, кому он придется по вкусу, и те, кому он не понравится. Оценка косплея зрительным залом идет не только по мастерству его изготовления и соответствию костюму выбранного персонажа. Большое значение имеют индивидуальное представление зрителя о персонаже, его вкус и мнение об изображаемом герое. Главное, чтобы костюм нравился самому косплееру, соответствовал его пониманию героя и послужил для раскрытия характера и образа персонажа.

При парном или групповом косплее необходимо обращать внимание на взаимный рост персонажей.

Прежде чем остановиться на выборе того или иного персонажа для косплея, стоит задуматься об его узнаваемости. Ведь не все персонажи легко узнать. Очень многие герои из японских аниме носят обычную школьную форму, поэтому зачастую понять какого именно персонажа изображает косплеер бывает очень сложно. И тут можно получить совсем не тот эффект, на который рассчитывает участник. Вместо того чтобы оценивать костюм и его показ, зрители будут сидеть и спорить о том, кого же все-таки в данный момент изображают на сцене.

Не забывайте о фигурах, телосложениях и формах.

Другая крайность — выбор персонажа из малоизвестного аниме. Каким бы уникальным, сложным и безупречно выполненным не был бы костюм, среди зрителей также возникнут споры и игры в угадайку. Кстати, зачастую приблизительно сделанный костюм популярного в широких кругах персонажа может вызвать куда больший фурор среди публики, чем с доскональной точностью воссозданный косплей мало кому известного героя. Но тут выбор остается только за косплеером. Хочется воплотить в жизнь образ именно этого героя — значит надо делать его.

Прежде чем планировать создание костюма стоит нарисовать его эскиз и подумать, какое впечатление может произвести человек в него одетый. Любой косплей привлекает внимание. Но тут важно задуматься о том, какое именно внимание можно получить в итоге. Очень часто костюмы для косплея вызывают шутливые возгласы в зале и всеобщее веселье. Большое оживление в зале провоцируют и слишком короткие юбки у девушек, которые имеют обыкновение несколько задираться при движениях. Поэтому людям немного стеснительным не стоит выбирать излишне смелые наряды, в противном случае всё впечатление может быть безнадежно испорчено и у самого участника, и у зрителей.

Один из самых простых костюмов для косплея — школьная форма геровев аниме.

У многих персонажей аниме пропорции не совсем соответствуют пропорциям человеческого тела. Или не соответствуют совсем. Кое-какие особенности можно компенсировать за счет специальных накладок, обуви на платформе и прочих хитростей. Но практика показывает, что при показе или фотосессии более заметны не неточности костюма, а недостатки того, что его представляет. Перед выходом «в свет» стоит хорошенько освоиться с костюмом, сжиться с ним, чтобы все смотрелось естественно и органично. Даже косплееры со стажем перед участием в шоу много репетируют, выбирая наиболее выгодные варианты для позирования, оттачивая походку, жесты и мимику своего персонажа.

Приступив к выполнению костюма ни в коем случае нельзя забывать о тех предметах, которые носит с собой ваш герой. Это могут быть волшебные палочки, какие-нибудь аксессуары, сумки или ранцы, оружие и прочие. Изготавливая косплей, их тоже стоит воспроизвести — это поможет произвести более сильное впечатление и придать образу законченность.

Обратите внимание, что многие фанарты аниме-героев могут изображать костюмы, которых не было в самом аниме.

Важное значение имеет обувь. Она должна соответствовать костюму. Как правило, косплейные мероприятия проводятся в закрытых помещениях, а значит, погода не помешает подобрать нужную и уместную обувь. Если с обувью случились проблемы, и нет возможности воссоздать то, что носит персонаж, то в таком случае лучше выбрать что-нибудь незаметное, не бросающееся в глаза. На многих косплей-форумах обсуждался один курьезный случай несоответствия костюма и обуви. Девушка не смогла сделать обувь, соответствующую её костюму, и одела ярко красные лакированные туфли на огромном каблуке. Естественно, все смотрели именно на них.

Выход на сцену должен быть запоминающимся. Поэтому косплееры стараются придумать для показа интересный номер, который продемонстрирует определенные качества его персонажа. Подбирается музыка, придумываются и отрабатываются под фонограмму все движения и позы. Разговорную часть, как правило, сводят к минимуму, чаще всего используя просто стандартную и наиболее известную речевку своего героя. К примеру, «Я несу возмездие во имя Луны!» — знаменитая фраза Сейлормун. Для того, чтобы убедительно говорить, необходимо обладать неплохим актерским талантом. Поэтому лучше раскрыть образ своего героя движениями, мимикой и характерными для него позами и жестами.

Рост некоторых персонажей аниме — еще не повод, чтобы их не косплеить.

Для успеха выступления многие косплееры находят себе пару и делают небольшую сценку из выбранного аниме, в которой демонстрируют взаимоотношения своих персонажей. Это помогает лучше преподнести свой косплей. К тому же и зрителю будет интереснее.

Немаловажным моментом является прочность костюма и хорошее прикрепление всех его деталей. Когда во время выступления косплеер начинает терять детали своего костюма, это выглядит комично и может полностью испортить показ. Пришивать на живую нитку стоит только те детали, от которых косплеер собирается избавиться во время своего выступления. Не стоит забывать, что зрители не только любуются на костюм косплеера, но и изъявляют желание потрогать своими руками. Поэтому шить нужно крепче.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]