Железные дороги в Японии. Электропоезда сети Синкансэн

Железные дороги Японии являются основными транспортными артериями страны наряду с морским транспортом. Сеть суперсовременных скоростных поездов связывает большинство городов страны, а также обслуживает большинство внутренних маршрутов в мегаполисах. Они делятся на поезда дальнего следования и местные линии, которые в свою очередь подразделяются на простые экспрессы, “лимитед-экспрессы” и обыкновенные электрички, идущие со всеми остановками. Независимо от дальности следования, все японские поезда оборудованы мягкими креслами, автоматами с кофе и прохладительными напитками, обязательно наличие туалета, городского телефона и удобного табло на японском и английском языках.

Для передвижения по железным дорогам удобен проездной билет “Japan Rail Pass” (действителен только для приезжих с туристической визой, приобретается заранее), предоставляющий возможность неограниченного передвижения на поездах, автобусах и паромах компании “Japan Railways”, а также на некоторых поездах частных компаний, в течение определенного срока (одной, двух или трех недель). Билет именной, передача его другому лицу запрещена (при проверках необходимо предъявить паспорт, чтобы подтвердить законность приобретения).

Внутригородские железнодорожные линии выделяются цветом, имеют достаточно запутанные маршруты, да и отходят зачастую от одних и тех же платформ, поэтому стоит внимательно изучать справочные стенды (на них также указывается и информация о цене проезда до той или иной станции). Стоимость проезда составляет 120-300 JPY, билеты приобретаются в специальных билетных автоматах на станциях (часты длинные очереди) и сдаются на выходе из поезда на станции назначения. Действуют специальные электронные “оранжевые карты” стоимостью 1 тыс., 3 тыс., 5 тыс. и 10 тыс. JPY, которые необходимо вставить перед поездкой в специальный автомат и набрать стоимость билета, при этом сумма автоматически списывается с карточки. При переходе с ветки, принадлежащей одной компании, на ветку другой компании, покупается новый билет. Можно доплатить за билет и на станции назначения.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ в Японии являются важнейшим видом транспорта.

Первая железнодорожная линия длиной 28 км была открыта в 1872 г. между Симбаси (Токио) и Иокогамой (паровоз был британского производства).

В ранний период модернизации в Японию приглашались иностранные технические специалисты для обучения строительству и эксплуатации железных дорог. Это были в основном эксперты из Англии, Соединенных Штатов Америки и Германии. К 1900 г. была создана государственная сеть железных дорог по всей стране. Бурная индустриализация в начале XX столетия оказала влияние на развитие железных дорог в стране. Все линии прокладывались в узкоколейном варианте (1067 мм между рельсами, ).

После второй мировой войны железные дороги Японии сыграли важную роль в возрождении нации. Вскоре Япония стала на путь интенсивного экономического развития и ускоренной урбанизации. В этом железные дороги также сыграли важную роль, осуществляя перевозки основной массы населения. Сейчас железным дорогам Японии свойственен высокий уровень технической оснащенности и управления.

Сеть железных дорог страны составляет примерно 27 268 км. Группа JR (железнодорожные компании, образованные после приватизации «Японских национальных железных дорог») контролирует около 20 135 км этой сети, по данным на 31 марта 1996 г., а оставшиеся 7133 км принадлежат частным компаниям местного значения.

Японские железные дороги перевозят около 22,63 миллиарда пассажиров каждый год. Это составляет в среднем 200 поездок на каждого японского жителя в год.

Новая японская железнодорожная система скоростных суперэкспрессов Синкансэн привлекла мировое внимание со времени начала строительства линии Токайдо Синкансэн в 1960 г. Линия была пущена в октябре 1964 г. (накануне Токийской Олимпиады) и связала Токио с Осакой. Колея шириной 1435 мм не имеет уровневых пересечений, отличается плавностью поворотов и склонов и предназначена только для перевозки пассажиров. Это позволяет поездам развивать скорость в 200 км/час. Впоследствии были построены другие линии Синкансэн, включая Санъё, Тохоку и Дзёэцу. Линии «поездов-пуль» сейчас составляют 2153,9 км, а японские поезда перевозят ежегодно около 275 млн. пассажиров.

Начиная с 60-х гг. железные дороги стали испытывать все возрастающую конкуренцию со стороны автомобильного и авиационного транспорта.

К 1980 г. национальные дороги JNR со штатным персоналом около 400 000 человек испытывали годовой дефицит свыше 1 млрд. иен. Решить проблему помогла приватизация сети национальных железных дорог в 1987 г. путем раздела их на несколько компаний.

В 1997 г. Западнояпонская железнодорожная компания ввела новый тип суперэкспрессов Синкансэн с максимальной скоростью 300 км/час. Их средняя скорость между станциями на 22 марта 1997 г. равнялась 261,8 км/час. В ноябре 1997 г. поезд новой модели «Нодзоми» прошел 1069 км, разделяющих Токио и Хакату, за 4 часа 49 минут.

Центральная японская железнодорожная компания и Фонд RTRI (Железнодорожный технологический институт) уже много лет проводят эксперименты по испытанию поездов на магнитной «подушке», где используется принцип сверхпроводимости. Теоретически они могут развивать скорость 650 км/час. Эксперименты достигли решающей стадии в мае 1997 г. Если эта мечта станет реальностью, пассажиры смогут доехать от Токио до Осаки всего лишь за один час через горные районы Центральной Японии.

Между тем железнодорожные колеи суперэкспрессов Синкансэн продолжают распространяться все в новые и новые уголки страны. В октябре 1997 г., в преддверии открытия зимних Олимпийских игр в феврале 1998 г., открылась первая очередь линии суперэкспрессов Синкансэн, связывающая Такасаки (северо-запад Токио) с Нагано. Самый быстрый поезд «Асама» на этой линии имеет максимальную скорость 275 км/час.

За 32 года работы экспрессов Синкансэн с ними никогда не случалось серьезных аварий. Они отправляются с интервалом в 5 или 6 минут каждое утро и каждый вечер. В крупных городских центрах пригородные поезда, курсирующие в соседние города, проходят через один и тот же участок колеи каждые 2–3 минуты.

Частные компании местного значения (железные дороги, не входящие в группу JR) перевозят 60% пассажиров по всей Японии, 96% которых следуют в большие городские центры или прилегающие районы. Очевидно, что загруженность японского городского транспорта без пригородных поездов была бы значительно больше.

Сцена как из фантастического фильма: новый экспресс благодаря 15-метровому носу скорее напоминает космический корабль. Сегодня новый японский экспресс-поезд «Хаябуса» преодолел 700 километров, разделяющие Токио и Аомори, за 3 часа 10 минут, разгоняясь на некоторых участках до 300 километров в час (в перспективе — до 320).

Японские скоростные поезда «Синкансэны» — это символ технологической мощи страны. Но появились они 46 лет назад, а новую модель в последний раз запускали в 1995-м. И проворные китайцы захватили лидерство: их «Гармония» разгоняется до 350 километров в час.

Билет в первый класс «Хаябусы» стоит 320 долларов. За это можно получить сиденья из натуральной кожи и неограниченный доступ к спиртному и закускам. Впрочем, на первую поездку все билеты класса люкс через Интернет за 20 секунд забронировали спекулянты, чтобы перепродать железнодорожным фанатикам по 3–4 тысячи долларов.

Власти даже хотя сделать билеты именными, чтобы пресечь злоупотребления, передает НТВ.

Электропоезд серии E5 сети Синкансэн — электропоезда строящиеся для японской сети высокоскоростных железных дорог Синкансэн. Строительство началось с 2009 года, в эксплуатацию был принят 5 марта 2011 года. Сервис получил название Хаябуса (Сапсан). Существуют 2 серии поездов: S11 (предварительное производство, с июня 2009) и U2 (серийное производство, с ноября 2010). Поезда выпускаются для JR East, для использования на линии Тохоку-синкансэн от Токио до Син-Аомори. Изначально, с 2011 по 2013 год, эксплуатационная скорость будет 300 км/ч, а с 2013 года скорость должна быть увеличена до 320 км/ч.

Железнодорожные билеты в Японии

Как купить билет

Ticket office на станции

Билеты на поезд продаются на вокзалах в кассах с вывеской Ticket office зеленого цвета. Часто на этих вывесках вместо слов «ticket office» встречается название нужного направления на английском и стилизованная надпись JR.

Автомат по продаже билетов

Также билеты на поезда продаются в автоматах расположенных внутри Ticket office или рядом с ним.

Для прохода на станцию билет нужно приложить к турникету или передать контролеру, который поставит на него печать.

Железнодорожные билеты

Нельзя выкидывать билет до конца поездки. На выходе с вокзала он потребуется для прохождения через турникеты или контролеров.

Проездные JR Pass

Ваучер JR Pass

Большинство туристов предпочитает приобретать билеты JR Pass (ジャパンレールパス) удобные для многочисленных поездок на поездах. JR Pass не имеет ограничений по количеству поездок, использовать их можно на поездах компаний Japan Railways (JR).

За поездки на ночных поездах даже при пользовании JR Pass необходимо доплачивать.

Проездной JR Pass не действует на мелких региональных линиях. В основном это не представляет больших неудобств, так как линии Japan Railways соединяют все крупные города. Посмотреть карты железных дорог на которых действует JR Pass можно здесь.

Покупать билеты JR Pass нужно заранее на сайте apan Railways. При этом покупается не сам билет, а ваучер который нужно обменять на проездной в туристических офисах и офисах Japan Railways. Увидеть в каких офисах осуществляется эта процедура можно здес.

Все билеты JR Pass именные, поэтому при себе нужно иметь документы подтверждающие личность, например, загранпаспорт.

Важно знать, что JR Pass начинает действовать не с момента покупки или обмена ваучера на билет, а с той даты что указана в бланке самим туристом. Это позволяет самостоятельно выбрать день с которого начнется передвижение на поездах.

JR Pass бывают 1-го класса (Green) и Ordinary – т.е. остальные классы поездов. Покупать JR Pass нужно и детям с 6 до 11 лет. С 12 лет потребуется приобрести взрослый проезной.

Количество дней JR Pass Ordinary JR Pass Green
7 дней 29110 иен (11 700 руб.) 38880 иен (15 700 руб.)
14 дней 46390 иен (18 600 руб.) 62950 иен (25 500 руб.)
21 день 59350 иен (24 000 руб.) 81870 иен (33 000 руб)

Проездные JR Pass также действуют:

  • на всех поездах «Синкасен» кроме Nozomi и Mizuho
  • на всех автобусах компании Japan Railways
  • на паром JR Miyajima, следующий к острову Миядзима (известен также как Ицукусима).
  • на экспресс N’EX следующем из аэропорта Нарита в Токио

Проездные Seishun 18

Проездной Seishun 18

Билеты Seishun 18 также выгодно покупать для многочисленных поездок на поездах. В отличие от JR Pass они не именные и ими могут пользоваться разные люди. Несмотря на то, что название проездного переводится как «Молодежный 18» пользоваться им может любой турист в течение 5 дней.

К минусам проездных Seishun 18 относится их сезонность. Пользоваться ими можно в период школьных каникул:

  • с 1 марта по 10 апреля
  • с 20 июля по 10 сентября
  • с 10 декабря по 10 января

Также при поездках по Seishun 18 стоит помнить что они не действительны на «Синкасен». Подробнее о билетах можно прочесть здесь.

Стоимость билета: 11850 иен (4800 руб.)

Региональные билеты Regional JR Pass

Региональный JR Pass

Путешественникам собирающимся отдыхать в Японии только в одном регионе будут удобны билеты Regional JR Pass. Эти билеты, как и их старший «собрат» JR Pass позволяют ездить без ограничения поездок, но только в нужном регионе.

Регион Кансай Хоккайдо Запад (Хиросима, Фукуока) Центр (Такаяма, Канадзава) Восток (Токио, Нагано, Акта) Остров Кюсю Остров Сикоку
Стоимость 2060 иен (900 руб) 15430 иен (6200 руб.) 20570 иен (8300 руб.) 10500 иен (4300 руб.) 22000 иен (9000 руб.) 14400 иен (6000 руб.) 6300 иен (2600 руб.)

*Цены на билеты действующие 7 дней

На Regional JR Pass распространяются все ограничения по покупке и использованию что и на обычный JR Pass.

Подробнее о Regional JR Pass можно узнать здесь.

Восточный экспресс: символ богатства прошлого века

Классика. Знаменитый поезд, ставший основой для романа Агаты Кристи, обладает богатейшей историей. Поезд класса люкс отправился в свой первый путь по маршруту «Париж-Константинополь» аж в 1883 году.

За прошедший век на «Восточном экспрессе» ездили знаменитости: монархи, политики, бизнесмены, актёры и звёзды.

Сегодня любой может прикоснуться к истории и потом рассказать, что путешествовал тем же поездом, что и Шарль де Голль, Елизавета II, Франц-Иосиф, Агата Кристи.


Практически антикварная отделка помещений. Купе достойны пятизвездочного отеля


Блюда готовит шеф-повар Кристиан Бодигул, 30 лет возглавляющий кухню поезда с тремя вагонами-ресторанами


Факт: это первый поезд, в каждом купе которого появилась ванная комната с горячей и холодной водой


Дворецкий поезда обслуживает 24 часа, красиво жить не запретишь

Модернизированные поезда Venice Simplon Orient Express ходят по разным европейским маршрутам, например, «Лондон – Венеция», «Париж – Венеция», «Венеция – Вена».

Всего поезд имеет 89 двухместных купе и 16 одноместных купе. У каждого вагона разные интерьер и история.

Цены начинаются от £2 450 или 196 тыс. руб до £11 603 или 930 тыс. руб. Цены зависят от типа купе (на одного, на двоих, люкс, гранд-люкс).

Типы поездов в Японии

Электричка Фуцу-рэсся

Все поезда на японских железных дорогах комфортабельные независимо от классов и расценок.

В отличие от многих стран мира большой разницы в классах японских поездов не существует. В стране нет купейных поездов или поездов с плацкартом. Во всех поездах это индивидуальные мягкие кресла с подлокотниками.

Скоростная электричка Токкю

Отличия межу 1-классом и обычными местами лишь в расстоянии в ногах, более мягком сидении с различными функциями.

Тип поезда Название в иероглифах Название Описание
Поезда-электрички 普通列車 Фуцу-рэсся Обычная электричка с интервалами в 5-10 минут. Останавливается на всех станциях
Поезда-электрички 各駅列車 Какуэки-рэсся Аналогичны электричкам Фуцу-рэсся
Ускоренные электрички 快速 Айсоку Не останавливаются на маленьких станциях. Интервалы также 5-10 минут
Экспрессы 急行 Кю-ко Останавливаются только на больших станциях
Скоростные 特急 Токкю Скоростные поезда, двигаются с высокими скоростями. Останавливаются только на важных вокзалах.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этап 1: ранняя разработка, 1872–1906 гг. 1.1 Расширение сети
  • 1.2 Консолидация сети
  • 1.3 Развитие политики
  • 2 этап 2, 1906–1945 гг.
      2,1 1906 национализация
  • 2.2 Довоенное развитие
  • 2.3 Военное положение
  • 3 Этап 3, 1945–1987: Послевоенное восстановление и развитие
  • 4 Этап 4, 1987 – настоящее время: Текущая ситуация
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки
  • Поезда Синкансен

    Поезд «Синкансен»

    Самые известные поезда в Японии. Двигаются со скоростью около 350-400 км/ч. Являются основным средством передвижения на дальние расстояния. Благодаря этим поездам время поездки между Токио и Осакой снизилось с 7,5 часов до 4 часов.

    Маршруты скоростных поездов можно увидеть .

    Самолеты

    В Японии есть два общенациональных авиаперевозчика – JAL и ANA – и несколько региональных, чьи рейсы обслуживают лишь определенные направления. Например, самолеты Air Do курсируют между Хонсю и Хоккайдо, а Solaseed Air связывает Кюсю и Окинаву с Токио. Кроме того, не так давно появилось несколько компаний-лоукостеров (например, Skymark), что очень благотворно отразилось на уровне цен. Благодаря конкуренции авиаперевозчики вынуждены снижать цены и придумывать разные привлекательные «плюшки» для привлечения и удержания клиентов: например, Japan Airlines и ANA предлагают приобрести проездные, действительные на несколько внутренних перелетов (обычно не более 5 рейсов), каждый из которых может стоить порядка 7000-8000 йен (около 4500 рублей). Если по Хонсю, Кюсю и Сикоку удобнее перемещаться на синкансэнах и региональных поездах, то самолет очень облегчит дорогу на Хоккайдо или Окинаву.

    Высокоскоростные подводные туннели

    Островное расположение Японии подало специалистам идею создания подводных туннелей, что позволит разгрузить наземные железные дороги и метрополитен. Пока еще проект находится в стадии разработки, но уже известно, что он соединит крупные города с островом Хоккайдо, а протяженность линии составит 54 километра.

    Японские специалисты планируют закончить все расчеты уже к следующему году, а через четыре года приступить к строительству новой высокоскоростной магистрали, которая будет проходить под проливом Цугару.

    Неизвестно, каким образом сложится будущее японских высокоскоростных поездов, но одно можно сказать с уверенностью уже сейчас — они будут самыми быстрыми и комфортабельными в мире. А иначе в Японии просто не умеют.

    «Императорская Россия»: китайцам нравится

    Это аналог «Золотого Орла». Маршрут «Императорской России» схож (отправление из Москвы), только пунктом прибытия является Пекин, а не Владивосток.


    В каждом VIP-купе пассажиров ждут LCD-телевизор, личный кондиционер, душ и туалет. В вагонах попроще санузел совмещен между двумя купе


    Отсутствие внятной гид-программы, плохой медперсонал, обязательные скучные лекции — так отзываются об этом поезде русские. Но от китайцев жалоб нет

    Поездка из Центральной России через Монголию в Китай займёт 15 дней, и обойдётся как минимум в 437 тыс. руб или 768 тыс. руб.

    В общем, для тех «нищих» китайцев, которые не смогли позволить себе поездку на «Золотом Орле».

    The Blue Train: богатство Африки

    Африканская легенда. С начала прошлого века знаменитый «Синий поезд» поражает интерьерами и обслуживанием высшего разряда.


    Интерьер купе – как в пятизвёздочной гостинице

    История поезда берет начало со времён золотой и алмазной лихорадки 1880-х годов, когда безумные заработки предприимчивых людей сделали обоснованным строительство такого премиум-поезда.

    Начиная с 1997 года, маршрут обновлённого «Синего поезда» между Кейптауном и Преторией был расширен на север до знаменитого водопада Виктория. Путешествие стало ещё интереснее.


    Личный дворецкий, премиум-номера, высокая кухня определяют высокую стоимость билета


    Из окон можно увидеть антилоп, жирафов и буйволов саванн национального парка

    Цены стартуют с £900 или 70 тыс. рублей. Поездка длится всего два дня. Самый фантастический способ путешествовать по Африке.

    Вагоны «Только для женщин»

    Для того чтобы бороться с извращенцами, правительство Японии в качестве эксперимента ввело специальные женские вагоны. Они запускаются в утренние и вечерние часы. В праздничные дни в один состав включают два вагона с наклейкой «Только для женщин».

    Подобную практику очень высоко оценили японки. Они могут спокойно ездить в высокоскоростных поездах, не беспокоясь о тиканах. В женских вагонах могут ездить женщины с детьми и инвалиды любого пола. Изначально такие вагоны были введены на самых популярных маршрутах, но сейчас вагоны «Только для женщин» можно увидеть на любом железнодорожном маршруте страны.

    «Дворец на колесах»: дорого-богато и обязательно с золотом

    Поезд, который ранее назывался «Royal Rajasthan on Wheels» недавно сменил название на более простое и подходящее «Дворец на колесах». Чего стесняться?


    Каждое купе выполнено в уникальном стиле

    За неделю путешествия пассажир увидит большинство самых интересных мест Раджастана: от песков пустынь и дикой природы заповедников до исторически важных крепостей и дворцов страны.

    Общая протяженность маршрута — 4466 км. От Дельфов до Агры.


    Каждое купе сможет удивить дизайном и используемыми в отделке материалами: от дерева золота до шлифованной стали с вкраплениями из горного хрусталя


    В поезде 39 люксовых купе и 2 супер-люксовых, все они вмещают 80 пассажиров


    Бронировать понравившееся купе стоит заранее

    Билеты выкупаются на год вперед. И это несмотря на стоимость, которая начинается с $865 или 56 тыс.руб. и заканчивается на цифре в $1800 или 117 тыс. руб.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]